Архиерейское богослужение в храме Иверской иконы Божией Матери поселка Октябрьский

.

Для верующих жителей в Октябрьском особым источником радости и утешения всегда является Божия Матерь, Иверскому образу которой посвящен храм в их поселке. Он был построен сравнительно недавно, 15 лет назад, и с тех пор стал средоточием духовной жизни общины и всех добрых дел прихода. 25 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее и в день престольного праздника Божественную литургию в храме совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Образам мытаря и фарисея, предлагаемым Церковью для назидания верующим, было посвящено наставление владыки по окончании богослужения:

– Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, – это Неделя о мытаре и фарисее. Святая Церковь предлагает нам сегодня образ молитвы двух персонажей, о которых говорит Господь в Своей притче.

Чему же нас учит подобный пример, какое наставление дает нам Господь на основании сегодняшней притчи?

Нередко, взирая на эти два образа, мы начинаем романтизировать мытаря и гнушаться фарисеем. Нам кажется, что фарисей – это мерзкий, злобный, лицемерный и нехороший человек. А мытарь – это почти что праведник, во всяком случае, человек смиренный.

Нам вообще свойственно, дорогие братья и сестры, из двух персонажей одного избирать в качестве любимого, а другого – в качестве врага. Это свойственно человеческой природе. Вспоминаю детские игры, когда дети в 60-70-е годы играли в «наших и немцев» и одна сторона была нашими, другая – их противниками. И нередко этот шаблон мы переносим и на притчу о мытаре и фарисее. Нам кажется, что сугубо положительный персонаж – это мытарь, и уж точно не фарисей.

На самом деле мысль причти гораздо глубже, чем представляется. Господь не выносит суждений о жизни этих людей. Он выносит суждение о том, как они помолились. Безусловно, молитва фарисея – это гнусная молитва, и неслучайно в Евангелии говорится, что он встал перед самим собой. Он не о Боге думает, а о себе, и начинает кичиться своими добродетелями. Это, конечно, гораздо более правильный человек с точки зрения жизненных приоритетов и ценностей. И вместе с тем тщеславие и гордыня никого не делают лучше, но, напротив, похищают у нас плоды праведности, хотя дела фарисея – это дела похвальные. Жить в благочестии, совершая добрые дела – это прекрасно. Но отвратительно смотреть, как такой в целом правильный человек молится лицемерно, надмеваясь перед Богом и гнушаясь несчастного мытаря.

Жизнь мытаря, конечно, нельзя брать за образец – он действительно был грешным человеком, служившим иностранному государству. Сейчас бы его назвали иноагентом. Мало того, он был, опять же используя современную лексику, человеком еще и коррумпированным. Он наживался на страданиях других людей и, собирая налоги для оккупационной власти, обогащался сам.

Но на молитве он ведет себя правильно. Он не пытается себя оправдывать, смотрит правде в глаза и осуждает себя. Он говорит – «Боже, милостив буди мне, грешному!», потому что ничего другого сказать он и не может. Господь, взирая на два образа молитвы, говорит, что мытарь вышел оправданным после этой молитвы, а не фарисей. Наш русский перевод не вполне точен, когда мы говорим, что мытарь вышел «более оправданным». Нет, в Евангелии заключена следующая мысль: что после молитвы вышел оправданным мытарь, а не фарисей, для которого молитва стала во осуждение.

Неслучайно мы в храме произносим такие слова – не помолимся фарисейски, братия, то есть не будем молиться по-фарисейски, надмеваясь, осуждая ближних и всячески себя превознося. Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, следовать, с одной стороны, жизненным стремлениям и ценностям фарисея, и с другой стороны – всегда молиться и оценивать свою жизнь, как оценивал ее евангельский мытарь, смиряя себя перед Господом и думая о своих грехах, а не о достоинствах.

*   *   *

О чествуемом в этот день Иверском образе Божией Матери митрополит Марк напомнил прихожанам по окончании наставления. Он также добавил, что надо неустанно обращаться к Царице Небесной, среди всего прочего моля Ее и о том, чтобы Она, как Вратарница, как еще именуют Ее Иверскую икону, помогла открыть двери покаяния для всех верующих.

Помимо этого, 25 февраля отмечается день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, который был сыном выходца из Черниговского княжества и стоял во главе Церкви всей Московской Руси. В тяжелые дни, переживаемые ныне нашим народом, владыка призвал сугубо молиться святителю, просить его ходатайствовать перед Богом о скором умирении вражды и злобы, скором наступлении прочного и неотъемлемого мира.

На митрополите Марке были крест и панагия, подаренные ему в день его архиерейской хиротонии Святейшим Патриархом Алексием II. Ныне – день ангела Святейшего Патриарха, и верующие вспоминали его с благодарностью в молитвах.

В завершение митрополит Марк еще раз призвал собравшихся к сугубым молитвам Господу, святителю Алексию и всем святым о скором и прочном мире.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"