Литургия в Неделю о блудном сыне

.

Приближается Великий пост, и продолжаются предшествующие ему подготовительные недели – несколько Воскресных дней, которые Церковь посвящает особым назидательным темам. Вторая из них пришлась на 3 марта – Неделя о блудном сыне. В этот день митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова в Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Наставление после богослужения владыка посвятил смыслу притчи о блудном сыне и ее поучительному значению для каждого верующего человека:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковь предлагает для нашего назидания удивительную притчу о блудном сыне – о человеке, который был духовно мертв и ожил.

Что явилось условием его обращения? Понимание того, что он пал, растратил все свои дарования, свои таланты. Сама по себе мысль о том, что он ел пищу, предназначенную для свиней, – это не просто показатель его бедности. Для евреев свинья – самое поганое животное, нечистое, которого даже нельзя касаться. А человек, который ест пищу вместе со свиньями и пасет их, с точки зрения еврейского сознания, достиг последней степени падения. И вот этот человек осознал, что сыном он уже больше недостоин называться, но, рассчитывая на любовь отца, подумал, что он может быть принят им хотя бы в качестве наемника. Отец оправдал его ожидания и даже более того – принял его как сына.

А какова наша проблема, блудных сыновей и дочерей, которые отпали и продолжают отпадать от любви Божией? Эта проблема состоит в том, что мы чаще всего не способны осознать свое падение, понять, что мы уже другие, оскверненные грехами.

В современном обществе мы видим совсем другой подход. Человек говорит – я такой, какой есть, принимайте меня таким, каким я являюсь. А подтекст у этого следующий: я меняться не собираюсь вообще, такой я есть и таким буду. И это главное препятствие, мешающее нам обратиться, покаяться. Потому что если человек осознает себя добрым, чистым, хорошим – значит, в нем нет места покаянию и обращению. Чтобы измениться и стать лучше нужно понять, в каком мы оказались состоянии, и возжелать стать лучше.

И, конечно, человек должен понимать, что его покаяния ждет любящий Отец, готовый забыть все те грехи, которые мы совершили. Мы часто представляем себе наши отношения с Богом по примеру отношений с нашими ближними. Нам кажется, что если мы кого-то обидели и оскорбили, значит, наши отношения уже никогда не будут прежними, поскольку они омрачены грехами, ссорами и конфликтами. Но у Бога все другое, и неслучайно в Евангелии говорится о том, что отец, который является образом Бога, дал своему возвратившемуся сыну «первые» одежды. Именно таков смысл греческого текста: сыну дана не лучшая, а первая одежда, та, которая не была осквернена грехами, падениями и наглым поведением сына.

Вот и мы, дорогие братья и сестры, при всем своем жестокосердии должны понимать, что любовь Отца Небесного беспредельна, что Он может принять нас и простить все наши прегрешения. Самое главное – чтобы мы сами возжелали стать лучше, увидели свое поведение и захотели бы измениться и покаяться.