О слове и молчании. Литургия в Казанском храме села Константиново

.

Митрополит Рязанский и Михайлвоский Марк 3 августа возглавил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери села Константиново. В этот день вспоминается несколько святых, в том числе преподобный Онуфрий, которого называют Молчаливым. О молчании как о добродетели митрополит Марк говорил в наставлении после службы:

– Среди наших мирян, в том числе благочестивых, бытует такое представление, что есть добродетели, возможные для человека, живущего миру и, с другой стороны, добродетели, являющиеся уделом подвижников, монахов.

К таковым мы часто относим целомудрие, послушание, нестяжательность и прочие добродетели. Нам представляется, что это те качества, которые в миру не достижимы. И зачастую даже читая, назидаясь житиями святых, мы считаем, что добродетели монашествующих не являются примером для подражания.

Вместе с тем, у нас один идеал для всех. Сегодня Церковь отмечает память одного из подвижников, преподобного Онуфрия Киево-Печерского, которого называют Молчальником или Молчаливым. Эта добродетель была часто свойственна монахам, пустынникам. Некоторые из них месяцами не видели других людей, а иные, находясь в монастыре, отвечали обращающимся к ним лишь краткими фразами – «благословите», «простите». Кто-то, может быть, усмотрит здесь какую-то интеллектуальную или культурную неразвитость или какое-то насилие над личностью. Хотя, если мы посмотрим на некоторых святых, отличавшихся подвигом, в том числе молчальничества, мы увидим в них удивительную мудрость, которая поражала даже тех людей, которые были искушены в слове. Молчание – это, наверное, та добродетель, которая нужна всем и каждому.

Вот здесь сегодня собрались люди преимущественно уже зрелого возраста, которые могут сказать, что многие грехи для них уже потеряли свою актуальность, и они мало чем могут прогневить Бога. Тем не менее вместе с увяданием тела многие страсти могут вовсе и не терять своей силы, как, например, чрезмерная словоохотливость. Ограничение себя в ней - бремя, которое человек, к сожалению, часто не в состоянии понести.

Люди грешат словом, грешат, не понимая, что даже праздное, не обидное ни для кого слово является чаще всего суетным, пустым и ложным. Не случайно в Священном Писании говорится, что за каждое праздное слово мы дадим ответ в день судный.

Слово – это, на самом деле, оружие, которым люди порой разят друг друга ничуть не менее сильно, чем разит меч или современные орудия убийства. Мы слишком часто бросаемся словами, необдуманно говорим и потом о них жалеем.

Один из подвижников однажды сказал, что он много раз жалел о каких-то сказанных им словах, но никогда не жалел о молчании. Другой же подвижник, говоря о молчании, замечает, что многие хорошие слова подобны серебру, но золотом является молчание.

Даже если мы произносим хорошие слова, много говорим, поддерживая беседу, то постепенно теряем внутреннюю цельность, сосредоточение, и становимся неспособны к напряжённой сосредоточенной молитве.

Один из подвижников как-то привел следующий образ: если двери бани постоянно открываются, то она неизбежно теряет свою теплоту и уже не может согреть человека. Так и человек, если он постоянно открывает свои уста, путь даже не говорит ничего плохого и злого, теряет благодать Святого Духа.

Вот такие строгие слова звучат из уст отцов Церкви о тех людях, которые беспрестанно приводят свой язык в движение, много и без повода говорят. Это слова, сказанные не о брани. А сколько среди нас людей, которые бранятся, ругаются!

Но это в основном порок мужчин. Ну а женщины чаще всего обсуждают и осуждают. Словом, все грешат. И добродетель молчания, воздержания в слове должна быть для всех нас примером, эталоном. Лучше промолчать, чем сказать слово осуждения, чем изречь бранное слово, или же озвучить что-то пустое и ненужное.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, учиться воздержанию в слове, учиться говорить правильные, хорошие вещи. Для этого важно, чтобы наше сердце находилось в поиске доброго, чтобы оно питалось благими словами и положительными примерами. Но если мы не можем сдержать свои чувства, если нас охватывает гнев, будем, по крайней мере, стараться молчать, чтобы наше внутреннее духовное смущение, наше невоздержание в чувствах не вырывалось и не проявлялось в слове!

Дай Бог всем нам воздержания в словах, и пусть преподобные, в том числе преподобный с красноречивым именем Молчальник, будут нам ходатаями и помощниками!

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов