Быть христианами не только по имени. Литургия в день Отдания праздника Пятидесятницы

.

13 июня, в день Отдания праздника Пятидесятницы, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани.

Наставление после службы архипастырь посвятил значению строк Нагорной проповеди Христа, звучавших в этот день в храме в Евангельском чтении:

– В сегодняшнем Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышали часть Нагорной проповеди Христа Спасителя. Господь говорил о любви к людям, о том, какая любовь отличает последователей Христа Спасителя от язычников. Обычные представления о любви – это когда мы любим того человека, который любит нас, оказываем внимание тому человеку, который оказывает знаки внимания нам. То есть в нашем понимании любовь, уважение, почитание являются чувствами взаимными. Но если мы это называем любовью, то чем мы отличаемся от язычников?

Господь так и говорил Своим слушателям. Для нас не вполне понятна эта разница. Господь, обращаясь к ним, говорит – «вы и язычники». Но ведь в сознании Его слушателей язычники – это было что-то совершенно страшное, это были поклонявшиеся идолам скверные, постыдные люди, которыми нужно было гнушаться. И в реальности евреи, как правило, не общались с язычниками. Это все усиливает слова Христа Спасителя. Действительно, язычники поступают так же – они любят любящих их. А в чем же особенность христиан? Да в том, чтобы любить не любящих нас, а наших обидчиков, врагов, и их стремиться исправить, привести к Богу. Но как же возможно любить наших врагов? Когда нас обижают, мы чувствуем, как будто наше естество восстает и противится. Мы возмущаемся и разражаемся гневными словами. А если даже и молчим, то внутренности наши содрогаются от гнева и возмущения.

Где же здесь христианство? А его здесь и нет… Церковь учит, что мы должны любить своих врагов, но это возможно только Святым Духом, только благодатью Утешителя, которого Господь послал в мир. Если же мы чувствуем, что обиды и оскорбления вызывают у нас внутренний пожар, значит, мы лишились Утешителя, в нас нет благодати Святого Духа, и мы ее еще не стяжали. А значит, христиане мы только по имени, но не по сути и не по житию. Ведь Церковь – это не просто собрание людей, это общность верующих, одушевленных Святым Духом, это жизнь Святого Духа в каждом из нас.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы мы чаще думали об этом. И всякий раз, когда у нас возникнет иллюзия, что мы настоящие, добропорядочные члены Церкви, всякая обида, всякий гнев, который восстает в нашей душе, будет служить показателем того, что вера наша слаба, Дух Святой нас чужд, а мы подобны всего лишь язычникам.

Дай всем нам, дорогие братья и сестры, благодати Святого Духа, чтобы Он Своим даром помогал бы нам восставать от языческого жития и стремиться к Богу, становясь христианами не по имени, не по факту крещения только, но по своей жизни и по причастности благодати Святого Духа.