Фундамент спасения. Литургия в Успенском соборе Рязани

.

27 июня митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани. В наставлении после богослужения владыка, основываясь на образе из Евангельского чтения дня, раскрыл тему крепкого фундамента духовной жизни и спасения человека:

— В процессе любого строительства человек, который занимается возведением здания, первым делом старается позаботиться о хорошем крепком фундаменте. Любой строитель понимает, что здание, возведенное без должного основания, разрушится. Подобным образом разрушился первый храм, который возводился без достаточной заботы о фундаменте на месте нынешнего Успенского собора в Рязанском кремле.

Грамотный специалист, прежде чем взяться за сам процесс строительства, исследует почвы, выясняет, выдержат ли они проектируемое здание. Это аксиома строительства.

О теме крепкого фундамента, только в духовном смысле, говорилось в сегодняшнем Евангельском чтении. Господь приводит пример людей, один из которых построил здание на камне, а другой — на песке. Конечно, каждый, кто хоть чуть-чуть знаком с навыками строительства, понимает, что здание, возведенное на песке — это напрасный труд, потому что оно не устоит в любом случае. Ветер, дождь, грунтовые воды раз за разом будут испытывать строение на прочность, угрожая его разрушить, и рано или поздно здание с негодным основанием рухнет.

В чем же смысл приведенного Христом примера и его связь с духовной жизнью? Господь говорит, что слушающий Его слова и не исполняющий их подобен тому, кто построил здание на песке. Тот же, кто слушает и исполняет, подобен построившему здание на камне. В случае испытаний, когда приходят бури, ветра и наводнения, здание на песке разрушается, а строение, стоящее на камне, стойко встречает все капризы природы.

Вот и мы, дорогие братья и сестры, должны чаще думать — а кому мы подобны в возведении здания нашей духовной жизни? Среди нас, верующих людей, порой бытуют такие представления, что нужно молиться, поститься, причащаться Святых Христовых Таин, и этого довольно. Но это еще не все! Ведь Господь заповедал иметь тесное общение с Ним, быть участниками Божественной Трапезы, но не только!

А мы забываем прочие заповеди, которые Он нам оставил, и считаем, что наше общение с Богом и, с другой стороны, наше покаяние все искупают. Мы пришли в храм Божий, покаялись и это как бы освобождает нас от исполнения всех прочих заповедей. В таком случае мы действительно подобны человеку, построившему здание на песке. Только на этой зыбкой основе мы пытаемся возвести здание нашего спасения. И, конечно же, оно рухнет, когда придет день Страшного Суда.

Нередко мы непросто не исполняем заповеди, но еще и других учим, как правильно жить, как соблюдать заповеди, молиться, смиряться, но сами и пальцем не хотим пошевелить, чтобы приблизиться к спасению.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, видеть свою греховную раздробленность. Мы должны понимать, что если мы слушаем и не исполняем, говорим и не делаем — мы проявляем свойства греховного человека.

Целостный человек — тот, что воссоздан во Христе, кто не разделяется между словом и делом. Он, прежде всего, сам исполняет то, что слушает и что говорит другим. Это важная составляющая духовной жизни! Неслучайно многие наставники, духовные отцы, преподобные, давая епитимью своим учениками и приходящим к ним людям, и сами исполняли то же самое послушание, то есть старались не налагать на людей бремена неудобоносимые.

Будем же внимательно следить, дорогие братья и сестры, за фундаментом нашего спасения, помнить, что если мы слушаем или даже услаждаемся евангельскими словами и поучениями, учим кого-то другого, но сами не исполняем сказанного, то, значит, мы подрываем основы нашего спасения.

Дай Бог нам всегда думать о главной основе нашего спасения. И пусть Господь просветит наши сердца и даст нам сил к исполнению святых Христовых заповедей.