Литургия в день перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского

.

29 июня вспоминается перенесение мощей святителя Феофана Затворника в Успенский Вышенский монастырь. Мощи, с 1998 года пребывавшие в селе Эммануиловка, были перенесены в столь любимую святителем обитель в 2002 году. В память об этом событии было установлено дополнительное празднование, посвященное памяти великого Вышенского Затворника.

В день празднования в 2020 году митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с наставлением:

— Сегодня, дорогие братья и сестры, мы вновь отмечаем праздник Рязанской земли, связанный с возвращением в Вышенский Успенский монастырь мощей святителя Феофана Затворника, который в этой обители подвизался почти 30 лет.
Это событие, возвращение мощей в обитель, живо на памяти нашего поколения. Мощи святителя Феофана были возвращены в обитель и там почивают, являясь источником, к которому все больше и больше притекают наши верующие люди, паломники, богомольцы как с пределов рязанской земли, так и из других мест.

На примере жизни святителя Феофана мы видим, как действует Промысл Божий, в котором все строго гармонично и целесообразно. Порой, когда мы взираем на свою жизнь, нам кажется, что она бестолковая, путанная, с массой ошибок и заблуждений. Мы действуем непонятно как, почему и зачем. Другое дело — окружающий нас мир, в котором все целесообразно, гармонично — каждый листочек, веточка и цветочек, насекомое и животное. Но и жизнь каждого человека исправляется от Господа. Он всякий раз, видя наши падения и прегрешения, наши ошибки, вновь направляет нас на путь спасения.

Святитель Феофан родился 23 января по новому стилю, то есть в то время, когда Церковь отмечает праздник Богоявления Господня. Потом, как известно, он подвизался, в том числе, в Русской Духовной Миссии, на земле Богоявления, где Господь явил Себя перед людьми как Мессию, Искупителя, Спасителя. Приехав в стены обители и уже будучи на покое, он почил в день Богоявления. И сам он в монашеском постриге получил имя Феофан, что значит Богоявленный, поскольку по-гречески Богоявление — Феофания (Θεοφάνια).
Глядя на эти события, действительно нельзя не подумать о том, что все у Господа предопределено, и везде царствует смысл и разумность. И не только в отношении святых в прошлом, но и в отношении нашего времени.

Некоторое время назад в Троице-Сергиевой Лавре почил ее насельник, игумен Тихон (Барсуков). Он имел медицинское образование и на протяжении многих лет трудился в качестве врача, будучи хорошим специалистом, добрым и внимательным к пациентам. Потом он пришел в монастырь, постригся в монахи и был рукоположен в иеродиакона и потом в иеромонаха. Символично, что оба рукоположения совершались в одном и том же храме — Всех Святых на Соколе в Москве. Причем иерейская хиротония пришлась на праздник Всех Святых, на престольное торжество храма.

Игумен Тихон скончался вначале пандемии от обширного инфаркта. Причем когда его привезли в больницу, уже было сказано, что нет никаких шансов, но, конечно, в реанимации не могли просто оставить его умирать и до конца боролись за его жизнь. О нем в Лавре помнят, молятся и вспоминают добрым словом и насельники, и все трудящиеся в обители.

Ему было 65 лет. Казалось бы, безвременная смерть, ведь он мог бы еще потрудиться, но у Господа Свои планы. И примечательно, что 40 день после кончины игумена Тихона пришелся на праздник Всех Святых. Рукоположенный в иеромонаха в храме Всех Святых на праздник Всех Святых, он скончался, и 40 день его кончины пришелся на этот же праздник.

Вот дивные дела Божии! Насколько все преисполнено значения, разума. И Господь показывает нам, грешникам, что всегда в жизни Господь Сам пытается все исправлять к лучшему и показывает людям, взирающим на жизнь, прежде всего, праведных благочестивых людей, как все премудро устроено, начиная от рождения и заканчивая исходом из этого мира.

Будем же, дорогие братья и сестры, сегодня прославлять Бога за Его неизреченные милости и Его всеблагой Промысл в отношении каждого человека, в том числе, и нас, грешных.