О любви и терпимом отношении к людям. Литургия в Успенском соборе Рязани

.

В среду, 22 июля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани.

Наставление архипастыря после богослужения было посвящено теме любви и формальности, а также терпения в отношении к ближним:

— Порой, дорогие братья и сестры, мы воспринимаем христианство и проповедь Христа Спасителя как что-то исключительно связанное со словами о любви. Мы вспоминаем повествования о том, что Господь учил всех любить друг друга, говорил о необходимости подставлять вторую щеку тому, кто ударил по одной щеке и так далее. Однако на деле Евангелие и проповедь Христа Спасителя это не просто идея о том, что Господь гладит всех по головке и говорит о любви. Слова Христа — это полемика, это столкновение с заскорузлым ветхозаветным непониманием Божиего Откровения.

Вот и в сегодняшнем Евангельском чтении мы с вами слышали о показательном эпизоде. В нем книжники и фарисеи упрекали Спасителя за то, что Он вместе с учениками ест неумытыми руками. Для нас, казалось бы, вопрос с омовением понятен. Мы тоже обычно моем руки перед едой. Но омовение рук, которое практиковалось в то время, носило совершенно иной характер, нежели сейчас. Мы моем руки, чаще всего, из соображений гигиены. Тогда же омовение рук носило особый ритуальный характер. Чтобы понять смысл этих действий можно, например, открыть современную книгу с наставлениями евреям. И прочитать о том, что если человек совершил какое-то количество дел или сделал что-то, встав с постели и не помыв рук, то он подвергает свою душу смертельной опасности.

Вот так воспринимали древние евреи эту, как может показаться, формальность. Омовение рук понималось как событие, имеющее значение не только для тела, но и для души, для всего человека в целом. И вот Иисуса Христа упрекают в несоблюдении этого обычая. Господь же в ответ упрекает фарисеев в том, что они поступают лицемерно, проявляя немилосердие к своим родителям и экономя на них, и таким образом не исполняя завет о любви, который присутствовал и в ветхом Законе. Господь опровергает представление своего времени, но и мы, дорогие братья и сестры, часто мыслим внешними категориями и воспринимаем людей и их поступки с точки зрения исключительно внешних представлений, будто что-то внешнее может быть определяющим.

Господь призывает нас воспринимать все иначе, и под тем, что нас оскверняет, понимать, главным образом, не внешние события и обрядовые действия, а явления внутреннего порядка, те дурные поступки и мысли, которые исходят из нашего сердца.

Мы тоже порой, дорогие братья и сестры, негодуем, видя, как люди, незнакомые с практикой церковной жизни, нарушают благочиние, не совершают те обряды, к которым мы привыкли, не совершают поклонов, неправильно налагают на себя крестное знамение. Это вызывает в нас раздражение и даже порой негодование — как так, они этого не знают!

Будем относиться терпимо к людям. Мы не знаем, что лежит на сердце у человека. Самое главное, чтобы его душа стремилась к Богу, чтобы зло не исходило из его сердца.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, отличать всегда главное от второстепенного и не раздражаться, не гневаться на людей, которые, приходя в храм и делая первые шаги в церковной ограде, делают что-то не так. Будем терпимы к людям, и Господь так же будет относиться к нам, грешным.