Литургия в день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов

.

В Неделю 7-ю по Пятидесятнице, памяти святых отцов шести Вселенских Соборов и Собора Архангела Гавриила, 26 июля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении епископа Волжского и Сернурского Феофана возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Отцы семи Вселенских соборов, состоявшихся в I тысячелетии христианской эры, принимали решения по разным вопросам, связанным с жизнью Церкви, но главные из них были вероучительными. Сейчас, когда история перешла за рубеж двух тысячелетий христианства, многим кажется, что вероучительные темы не представляют такой важности и не требуют изучения — и, как показывает современность, люди, размышляющие подобным образом, ошибаются.

О значении деяний отцов Вселенских Соборов и современных лжеучителях говорил в наставлении после богослужения митрополит Марк:

— Нам, христианам XXI века, порой кажется, что люди, жившие в I тысячелетии по Рождестве Христовом, были особыми, смиренными и богобоязненными, жившими благочестиво. Среди них, как нам кажется, не было маловерия или неверия, из них вышло множество святых. В нашем сознании прочно коренится такой идеализированный образ Церкви первых столетий. Однако время было не таким и простым, оно было наполнено многочисленными спорами и баталиями. О чем же спорили христиане первых веков, почему возникали ссоры и даже взаимные проклятия? Они спорили о вере. Нам в нашем XXI веке это кажется странным — зачем спорить о предметах веры? В Бога нужно веровать, чтить его, молиться Ему. Но спросите у современных христиан — сколько во Христе природ или воль? Многим эти вопросы покажутся странными, и при этом правильного ответа вы зачастую и не услышите.

Один из святых так сказал: мы спорили о тех вопросах, о которых было бы приличнее молчать. Евангелие, описывая земную жизнь Христа, Его слово не пользуется философскими богословскими категориями. Евангелие написанно простым и понятным языком. Но потом христиане столкнулись с вопросом истолкования Божественных Писаний. Как понимать личность Христа, кто Он? Как понимать Его Богочеловечество и Сыновство?

Начали возникать многочисленные споры и разделения. Некоторые, в том числе ересиарх Арий, пытались примирить языческую культуру и веру во Христа. Арий высказал мысль о том, что Христос на самом деле является сотворенным существом. Возникало еще много подобных искажений веры. Часто они происходили от неразумия, иногда — от желания понять своим умом тайны веры, объять необъятное, сделать веру логически постигаемой. Чаще всего все это происходило от гордости, превозношения, доверия своему разуму. И именно по причине искажений, которым подвергалась вера, и стали созываться Соборы, сопровождающие весь исторический путь Христовой Церкви.

Среди всех Соборов наибольшим авторитетом пользуются Вселенские, которые собирали отцов со всех Церквей тогдашнего христианского мира. Первые шесть Вселенских Соборов главным образом обсуждали темы, связанные с личностью Христа. Бог ли Христос? Единосущен ли Он Отцу или Он — тварное существо? Кого родила Богородица, и как Ее в зависимости от этого называть — может, Христородицей? Вопрос о Святом Духе, о соединении во Христе двух природ — Божественной и человеческой, вопрос о волях во Христе — сколько их, одна или две, согласно с количеством природ? Все эти вопросы получали то или иное разрешение в духе Божественных Писаний. Конечно, было много ошибок, были люди, которые заблуждались, а потом каялись, были люди, которые, не понимая суть веры, пытались примирить разные точки зрения. И все это сопровождалось ожесточенной полемикой — анафемы и проклятия звучали со всех сторон.

Мы понимаем накал тех страстей, потому что речь шла о главном, о вере, о том, как понимать личность нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, который обновил союз между Богом и человеком и принес новую благую весть о спасении человечества от греха, проклятия и смерти. Шесть Вселенских Соборов обсуждали вопросы о личности Христа, а VII Вселенский Собор был посвящен теме священных изображений.

Сегодня, взирая на минувшее, мы не можем не поразиться Божиему Промыслу, тому, как Господь вел Церковь и как именно в ней жила истина. Бывали такие случаи, когда один или множество епископов и даже патриархи уклонялись в ересь. Особенно в этой связи показательна история борьбы с монофелитством, когда преподобный Максим Исповедник, отстаивая правую точку зрения, говорил: даже если весь мир последует за лжеучением, я не покорюсь этому.

Мы сегодня прославляем богомудрых отцов, которые несли истину. Прославляем Афанасия и Кирилла Александрийских, Григория Богослова и многих других святых отцов, которые утверждали православие, стремились оградить веру во Христа от искажений человеческим суемудрием. Мы молимся сегодня святителям, святым отцам Вселенских Соборов, и просим их, чтобы они помогли нам сохранить неискаженную веру во Христа. Но вместе с тем эта память святых отцов побуждает и нас, дорогие братья и сестры, не пребывать в состоянии равнодушия к вере и изучать вопросы веры. Об этом говорит и сам факт того, что сейчас мы видим немало лжеучителей, в том числе священников, которые собирают тысячи поклонников и сеют смуту и разделения.

Будем изучать основы веры, постигать ее азы, чтобы не уклониться с правого пути, который мы унаследовали от святых отцов. Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, любить свою веру, узнавать ее и твердо следовать по пути, который начертан нам учением, трудами и жизнью святых отцов.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"

Фотограф - Петр Гевурян