Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец. Литургия в день памяти священномученика Киприана Карфагенского

.

В Неделю 14-ю по Пятидесятнице митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани. В этот день, пришедшийся на 13 сентября, в православном календаре вспоминается несколько угодников Божиих, среди которых и святой первых веков христианства – священномученик Киприан Карфагенский. Его жизни и примеру посвятил наставление после богослужения архипастырь:

– Одной из болезней современного обезбоженного общества является стремление оторвать веру и религию от Церкви. Очень часто мы слышим критику, направленную именно в адрес Церкви, как богочеловеческого организма.

Мы слышим, как люди рассуждают о том, что они верят в Бога, но Церковь считают организацией, в которой есть такие-то или такие-то пороки, и поэтому эти люди считают, что нужно верить в душе. А Церковь и ее обряды, по их мнению, не вызывают доверия. Подобное воззрение – плод греховной раздробленности человеческого сознания. Мы же в Церкви говорим такие слова – «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Но откуда же пошла эта фраза, кто является ее автором?

Эти слова сказал в далеком III веке священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Он был удивительным человеком, прожив недолгую, но яркую жизнь. По образованию он был адвокатом, на этом поприще и трудился. Однако вскоре принял веру во Христа, крестился и уже через 2 года стал епископом города Карфагена. Сейчас на месте Карфагена остались одни развалины, но во время жизни святого Киприана это был цветущий город на севере Африканского континента.

Эпоха жизни и святительства Киприана Карфагенского – это период гонений. В одно из них он удалился из города, поскольку тогда не мог оставить свою паству, нуждавшуюся в укреплении и утверждении в вере. А уже потом он принял за Христа мученическую кончину, став священномучеником.

Во время служения ему пришлось столкнуться с темой восстановления отпадших от веры. Тогда решались вопросы о том, как принимать людей, принесших жертв идолам, отрекшихся от веры во Христа. Таковых было немало, потому что страх мучений всегда был самым сильным испытанием для человека. Даже, казалось бы, крепкие в вере, ревностные христиане не всегда решались на смерть ради исповедания веры во Христа.

Святитель Киприан говорил о необходимости епитимии и о важности твердой веры во Христа, но, вместе с тем, он считал возможным после покаяния принимать отпавших. При этом главной темой, на которую он обращал внимание, был вопрос утверждения важности церковного общения и значения пребывания с Церковью. Он говорил о тяжелом грехе раскола, который часто не смывается даже кровью. И, конечно, главный мотив его слов, творений – это вера во Христа, которая не может быть верой вне Церкви. Церковь сохранила веру и создала свидетельство о Христе – Божественное Евангелие. Церковь – это вместилище Святого Духа, это тело Христово, и вне ее нет спасения. Утверждению и разъяснению этих тем были посвящены главные усилия священномученика Киприана, об этом он говорил и этому учил.

В наше время нередко раздаются голоса с призывами не доверять Церкви, сомневаться в том, что в ней есть жизнь, и в необходимости участия в Таинствах. От таких взглядов нас предостерегает священномученик Киприан, указывая на истины, выстраданные Церковью на протяжении ее двухтысячелетней истории.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, не поддаваться духу мира сего, понимать и руководствоваться в своей жизни истиной, которую утверждал Киприан – «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец».

Дай Бог нам всегда быть вместе с Церковью, дай Бог, чтобы наша вера во Христа возрастала в Церкви, чтобы мы всегда были твердыми исповедниками веры во Христа и никогда не отделяли бы веру, христианскую жизнь от Церкви Христовой.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"