О любви к себе и ближним. Литургия в Успенском кафедральном соборе

.

20 сентября Церковь встречала 15-ю Неделю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, и предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк в этот Воскресный день возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Наставление после службы владыка посвятил Евангельскому отрывку, читавшемуся в храме, и толкованию этих слов:

— В сегодняшнем Евангелии, дорогие братья и сестры, мы слышали слова о необходимости любить ближнего так, как мы любим сами себя. Порой можно услышать от ревностных прихожан такие слова — «Да не люблю я себя, я люблю Бога и ближних!». Конечно, это самообман. Человек любит себя и привык к этому. Забота о себе и любовь существует на уровне наших инстинктов. И вместе с тем, любовь к себе у нас часто оказывается искаженной. На уровне инстинктов остаются вопросы, касающиеся сохранения нашей жизни. В остальном наша любовь становится однобокой.

Так нужно ли себя любить? Ответ можно дать утвердительный, но при этом понимать, что любить себя нужно любовью духовной, таким образом, чтобы проявлять о себе подлинную заботу. А в чем же обычно выражается наша любовь к себе? В том, чтобы взять себе от жизни лучший, более вкусный кусок, одеться лучше, чем другие, занять место под солнцем получше и потеплее, чем у других. Все это ведет нас к искаженному бытию. Любя себя неразумно, вне заветов Божиих, мы, по сути дела, себе вредим. Простой пример: человек любит себя и всегда старается себя плотно накормить, угостить вкусной калорийной пищей. К чем это приводит, мы прекрасно понимаем. Человек начинает прибавлять в весе, появляются связанные с этим проблемы, ухудшается здоровье.
И в любой сфере жизни наша любовь к себе чаще всего оказывается неумеренной, неправильной и вредоносной. Если же человек, напротив, старается воздерживаться от избытка в пище и делится ею с другими, то сохраняет форму, здоровье и силы.

Получается, в воздержании, в ограничении себя и заключается подлинная любовь к себе! Но если человек любит себя неправильной любовью, по принципу «чем больше, тем лучше», то он и ближним не сможет оказать правильную поддержку и любовь. Ведь любовь к ближнему станет обычным попустительством. Например, требует ребенок шоколадку и конфетки, и любящий взрослый сразу же все это ему дает. Хочет малыш играть в игры, скажем, на телефоне, и тотчас мамы, папы и бабушки дают ему такую возможность, лишь бы не плакал. Вопрос заключается в том, какова наша любовь, какой характер она носит. Этот вопрос мы должны задавать себе не только в отношении любви к себе, но и в отношении любви к ближним. Всякая ли любовь с нашей стороны к ближним полезна, не является ли она в чем-то попустительством, соблазном или дорогой в никуда? Везде и во всем необходимо рассуждение, и такая высокая добродетель, как любовь, требует особого рассуждения. Нужно смотреть, думать, прежде чем делать!

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, вырабатывать в себе подлинную, правильную, духовную любовь к себе, и дай нам Бог самоотверженно, но опять-таки разумно, с поправкой на Божии заповеди, любить наших ближних.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"