Жизнь в Духе Святом. Литургия в день памяти преподобного Серафима Саровского

.

15 января в воинском храме преподобного Серафима Саровского престольный праздник встретили за архиерейским богослужением. Божественную литургию в храме возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Верующие в этот день молитвенно вспоминали преставление и второе обретение мощей святого. А о том, в чем состоит особенность подвига преподобного Серафима, его особая миссия, говорил в наставлении после богослужения архипастырь:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, наша Православная Церковь отмечает память великого угодника Божия – преподобного Серафима Саровского. А в чем заключается его особая миссия? Если попытаться сформулировать кратко, можно сказать следующее: он научил духовности своих современников. Возникает вопрос – а что же, разве люди не понимали, что такое духовность?

Возьмем наше время. Если спросить разных людей, кто как понимает это слово, что они ответят? Порой можно услышать, что духовность – это любовь к культуре, что духовным порывом одержим, например, человек, который с воодушевлением играет на музыкальном инструменте. Или же говорят о писателе, пребывающем в некоем «духовном порыве», несущем людям благо. Это тоже в светском мире называют духовностью.

Но вернемся к современникам преподобного Серафима Саровского. Ведь большинство людей в то время были верующими, крещенными и, более того, обязанными исповедоваться, по крайней мере, раз в год. Действительно, для многих вера, особенно в тогда, в XIX веке, воспринималась как тягостная обязанность исполнить церемонию, обряд, исповедоваться, причаститься, получить справку. Словом, сделать то, чего требует Церковь. У многих религиозность носила выхолощенный характер. С одной стороны, люди воспринимали веру как ведомство православного вероисповедания, Церковь – как часть государственного аппарата, и так оно и было, начиная с реформ Петра I. С другой стороны, многие полагали, что вера и Церковь – это совершение обрядов: прийти в храм, поставить свечку, отстоять службу, помолиться, когда тяжело, раз в год исповедоваться и раз в год причаститься. Люди так жили и жили и уже воспринимали этот порядок вещей как нормальный. Вдохновлялись же они совсем другими идеями.

Преподобный Серафим Саровский показал своим современникам, что такое духовность – это жизнь человека в Святом Духе. Представим, что нас спрашивают – а как же человек может жить в Святом Духе, если он состоит из плоти и крови, ест, пьет и отдыхает, живет в миру, исполняет те или иные обязательства и обязанности? А где же здесь Дух, в чем заключается Его роль?

Серафим Саровский показал на своем собственном примере, а не теоретически, что такое жизнь в Духе. И он явил современникам, в том числе своему ученику Мотовилову, что такое Святой Дух и Его благодать. Находясь на морозе, они не замерзали, потому что Дух грел их…

Вся Россия устремилась к этому носителю Духа. Самые разные люди приезжали к нему и спрашивали его совета в различных ситуациях. Однажды к нему пришел военачальник с большим количеством орденом. И как только он пришел к Серафиму Саровскому, ордена у него упали – а он получил их незаслуженно.

Люди со всей страны искали у старца утешения и мудрости, но, к сожалению, не все. Вспоминаю высказывание одной немецкой мыслительницы, которая говорила: «Поразительная история! Пушкин и Серафим Саровский были современниками, но они не знали друг о друге». Во всяком случае, Пушкин не знал, и в его творчестве не отражено понимание того, что есть такой носитель Духа, светильник всея Руси.

И мы, дорогие братья и сестры, сегодня, находясь в суете и исполнении своих обязанностей, часто забываем о жизни Духа, а ведь это есть самое главное. Человек без Духа – словно без души, и все то, что человек может сделать великого, он может сделать тогда, когда одушевлен Святым Духом.

Серафим Саровский, который поистине стал почитаемым святым во всем мире, являет нам пример духоносного старца. Когда находишься в его келье, приезжаешь в пределы Саровской обители, то чувствуешь особую благодать и умиротворение. И находясь здесь, в этом храме, мы тоже словно пребываем в келье преподобного и чувствуем его благодать, милость и молитвы.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, быть не просто людьми религиозными, но носителями того духа, носителем которого был преподобный Серафим Саровский. И тогда у нас не будет многих вопросов, сомнений и терзаний, раздирающих душу. У нас не будет лишних исканий – мы будем видеть и понимать, что есть Истина. И не будем суетиться, поскольку жизнь у большинства из нас проходит в суете, так что дни, месяцы и годы пролетают впустую. Дай Бог всем нам принять Духа Святого, не изгонять Его нашим недостойным житием и страстями. И тогда Дух поведет нас по пути Христову, тому пути, который направлен к свету, истине и источнику всякого блаженства.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"