Митрополит Марк совершил литургию в храме святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе в Неделю о Страшном суде

.

В Неделю мясопустную, о Страшном суде, которая в 2021 году приходится на 7 марта, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в храме святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе в Москве. Еще в 2013 году указом Святейшего Патриарха Кирилла владыка был назначен и.о. настоятеля этого храма. Возложенное на него послушание в этом приходе он несет и сейчас.

О Страшном суде и его критериях, об отношении верующего к людям и Богу архипастырь говорил в наставлении после богослужения:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, Православная Церковь установила особый Воскресный день, который призван напомнить о предстоящем всем и каждому страшном и нелицеприятном Судилище. На протяжении многих веков существует предание, которое было знакомо и людям других различных культур, что в конце истории всех нас ожидает суд. Правда, люди не всегда одинаково представляли себе, как именно он свершится. Древние евреи считали, что на этом суде Бог отнесется со всей строгостью к язычникам, а к ним, евреям, будет милостив.

В Евангелии же мы читаем о том, что Господь обличает религиозную практику Ветхого Завета, потому что люди забыли о милосердии, справедливости, и заботились исключительно об исполнении религиозных обрядов, норм и правил, о принесении Богу жертв, словно все это способно даровать человеку благоволение Божие.

Вот и мы порой думаем так же – что прийти в храм, поставить свечку и поцеловать икону будет уже достаточно для нас, чтобы заслужить милость Господа. Нас греет мысль о том, что к нам, христианам, Бог отнесется лучшим образом, чем к людям, находящимся за оградой Церкви, словно эти дела нас уже ставят в особое, исключительное положение по отношение ко всему миру.

Тем не менее сегодня мы слышали Евангелие, в котором говорилось о простых и ясных критериях предстоящего Страшного суда. Там не говорится о каких-то делах в Церкви и заслугах, но идет речь о простых и понятных вещах – о том, что нужно накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить заключенного в темнице и так далее. Словом, помочь страдающему человеку. Мы согласны, конечно, что это важно, но порой полагаем, что это не настолько значимо, как какие-то другие дела, и в этом мы ошибаемся. Помочь человеку, который действительно нуждается, это, по словам Христа, значит помочь Ему Самому. Именно такое представление было у многих подвижников и святых.

В этой связи вспоминаю о случае, описанном в древних патериках. У одного монаха было две одежды – одна рабочая, в которой он трудился и которую носил большую часть времени, и праздничная, в которой ходил в храм. И вот однажды к этому монаху подошел путник и попросил у него одежду. И он отдал ему лучшую! Когда к этому монаху пришел старец и спросил, зачем тот так поступил и в чем же он теперь будет ходить в храм, ведь Богу надо приносить все лучшее, тот дал поразительный ответ. Он сказал: «А ты смог бы отдать Христу худшее?»

Он действительно воспринял слова Христа о Страшном суде так, как их и нужно воспринимать. Ближний – это Христос, нуждающийся – Христос, и всякое доброе дело, которое мы совершаем в отношении ближнего, мы делаем для Самого Христа. Вот заповедь Божия, вот Его обетование, которое больше, как говорил Господь, всех всесожжений и жертв. Милость, любовь и сострадание – это главные критерии, по которым Господь будет нас судить.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы мы не забывали об этом. Жизнь церковная – это духовное подкрепление, которое Господь дает нам, чтобы мы могли творить Его заповеди. А большая среди этих заповедей – это любовь, которую мы являем своему ближнему своими делами и милосердием.