Крестопоклонная Неделя. Литургия в Крестовоздвиженском храме Рязани

.

Каждая Неделя Великого поста посвящена воспоминанию определенных событий, образов или святых. Воскресный день 3-й седмицы посвящен поклонению Честному и Животворящему Кресту Господню. В 2021 году Крестопоклонная Неделя пришлась на 4 апреля. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил литургию святителя Василия Великого в Крестовоздвиженском храме Рязани. В этом приходе, расположенном в густонаселенном районе города, прихожан всегда много. Но особенно верующие стараются почтить церковные торжества, связанные с Крестом Господним.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

В службе Крестопоклонной Недели Православная Церковь прославляет Святой Крест, победу над смертью и возможность спасения каждого человека. Почему Церковь установила в середине поста именно такое посвящение одного из Воскресных дней, и почему важно правильно воспринимать Крест, верующие узнали из архипастырского наставления после богослужения:

– Идя в храм, мы всякий раз видим венчающий его крест, видим изображение Христа распятого. Крест венчает всякий православный храм, он воспринимается нами как торжество Церкви, и вместе с тем, когда речь заходит о несении нами нашего креста, наше настроение стремительно меняется, мы начинаем бояться и переживать за себя. Нам кажется, что крест – то, что связано со страданиями, бедами, трудностями и искушениями. В молитве мы просим Бога дать нам крест полегче, ропщем, что наш крест тяжел, что он для нас порой становится невыносимым и непонятным.

Получается, что мы воспринимаем крест чаще всего как символ скорбей, страданий и искушений. Но не таково восприятие креста церковным сознанием. В книге «Исход», повествующей о том, как избранный Богом народ исходил из Египта, указывается, что после пересечения Красного моря евреи возроптали. Они несколько дней шли по пустыне, не имея возможности утолить жажду, поскольку нигде поблизости не было источников воды. И, наконец, они достигли местечка, которое было названо Мерра. Там был источник, но вода в нем была непригодна для питья – она была слишком горькая. Собственно, и название местечка переводилось как «горькая», «горечь».

Люди были в недоумении. Несколько дней они шли по пустыне, чудом спаслись от гибели, и вот снова столкнулись с непреодолимым препятствием в виде отсутствия воды. Тогда Моисей по повелению Божию взял дерево и погрузил его в горькие воды Мерры. Вода стала сладкой, и люди утолили свою жажду, напившись чистой и вкусной воды.

Этот эпизод из жизни древних евреев является одним из прообразов Честного и Животворящего Креста. Жизнь человечества до пришествия в мир Христа Спасителя была горькой и тяжелой, жить было невыносимо, и люди скорбели, унывали и страдали. Но вот пришел Господь, Он взошел на Крест и жизнь мира, всего человечества изменилась. Люди получили возможность постигать Небесное Царство, они получили возможность прикоснуться, приобщиться к его сладости. И сегодня, дорогие братья и сестры, образ Креста лежит перед нами неслучайно. Он скрашивает наше порой унылое постное житие.

Вот уже наступила середина постного периода. Если его начало мы встретили с воодушевлением, то потом слабость, тяжесть, искушения постепенно стали лишать нас этой радости постного времени. Крест, как древо Мерры, призван сделать сладким наше воздержание. Ведь если бы не было креста, то не было бы и Воскресения, и Господь показывает нам на Крест, как на орудие победы над смертью. Она повержена, и Крест – знамя победы, которое нам сегодня предлагается.

Будем воспринимать, дорогие братья и сестры, Крест и его образ не просто как символ страданий и мучительной смерти, но, прежде всего, как орудие спасения, как средство, которое может превратить нашу жизнь из горькой в сладкую, если мы будем стремиться к Богу, всем сердцем прилепляться к Небесному Царству.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"