Обрести благодать у Бога. Литургия в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

.

«Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление». В этих словах тропаря, может быть, не сразу понятных человеку, слышащему их впервые, содержится объяснение глубины и великого значения события Благовещения Пресвятой Богородицы, как начала спасения, обещанного человечеству. Праздник Благовещения отмечается 7 апреля, он на 9 месяцев отстоит от Рождества Христова.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

В Рязани этому торжеству посвящен один из древнейших храмов, расположенный на пересечении улиц Затинной и Свободы. Престольный праздник прихожане и паломники встречали за Божественной литургией, которую возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Наставление после службы владыка посвятил Благовещению, объяснению отдельных слов, которые приводятся в евангельском описании этого события, и его смыслу:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы встречаем удивительный и волнительный праздник. Церковные песнопения полны описаниями величия происходящего, мы слышим, что это «еже от века таинства явление», то, что было предустановлено в начале мира. Открывается тайна спасения человеческого рода от греха, проклятия и смерти, избавление от состояния, в которое человек сам себя загнал своим неразумным поведением, непослушанием и греховным падением.

О том, как происходило событие Благовещения, мы с вами сегодня слышали в Евангелии от Луки. Перед нами предстает галилейский город Назарет, тогда еще малоизвестный. Когда Спаситель впоследствии проповедовал, совершал чудеса исцеления, то Его слушатели говорили – может ли быть из Назарета что-то доброе? А в Священном Писании Ветхого Завета этот город не упоминается вовсе.

И вот в этом невзрачном, незначительном городе произошло великое событие. Дух Божий сошел во утробу Девы, чтобы в мир пришел Спаситель. Почему же Она стала вместилищем невместимого?

Архангел Гавриил сказал Ей: «Радуйся, Благодатная!». А что означает это слово? Полная благодати и милости? Нам кажется, что это и есть состояние, присущее Божией Матери. Но Она его приобрела. Обратимся к тексту. В переводе на русский язык мы видим прилагательное «благодатная», которое мы часто употребляем, говоря о каких-то благодатных местах, храмах и монастырях, или людях. В греческом тексте Евангелия используется глагол, причем стоящий в прошедшем времени, то есть указывающий на совершенное действие – «Та, которая обрела благодать Бога». Чем же Она обрела ее? Своими трудами, чистотой, молитвой, богоугодной жизнью! Именно таким образом Она стала Вместилищем невместимого. И через Нее, через этот Сосуд чистоты и святости, на землю сходит Спаситель.

Тема обретения благодати связана не только с Богородицей, она является важной для каждого из нас. Ведь все мы тоже призваны обрести у Бога свою благодать. Само это слово имеет два значения, и одно из них – это милость. То есть Богородица – та, которая обрела милость у Бога, на которое снизошло Божие милосердие. И мы, дорогие братья и сестры, тоже должны стараться, чтобы милость Божия снизошла на нас, чтобы Господь посетил нас Своей милостью. Чем же мы с вами оправдаемся, если не будем хотя бы пытаться двигаться в этом направлении? Будем стремиться к тому, чтобы подражать Деве Марии чистым добродетельным жительством, беззлобием, любовью к окружающим людям, и стремиться заслужить милость, благодать у Бога, чтобы и нам оказаться в числе Божиих избранников.

***

За литургией владыка Марк совершил хиротонию монаха Николая (Куликова) в сан иеродиакона.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"