Последняя родительская суббота Великого поста. Литургия и панихида в Богоявленском храме поселка Борки

.

10 апреля, в заключительную родительскую субботу продолжающегося Великого поста, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию и панихиду в Богоявленском храме поселка Борки.

Этот приход обладает древней историей, которая начинается с основания монастыря. Обитель упоминается в списке сотной грамоты 1557 года. В монастыре был Богоявленский храм, разобранный по причине ветхости и замененный в 1673 году зданием церкви, сохранившимся до наших дней. Храм пережил богоборческий ХХ век, верующим он был возвращен в 2003 году. Дорога к нему ведет через некрополь, и о символичности этого расположения, о тех размышлениях, на которые наводит кладбище, говорил митрополит Марк, обращаясь к верующим после богослужения в день особого поминовения усопших:

– Сегодня – последняя заупокойная суббота Великого поста, когда Церковь совершает заключительное поминовение усопших православных христиан в течение этой Святой Великой Четыредесятницы. Мы совершили богослужение здесь, в храме, стоящем в окружении христианских могил. Сама эта обстановка напоминает нам о скоротечности бытия, внушает память смертную, и призывает нас помолиться за всех тех, кто погребен в этом месте.

Кладбище – с одной стороны, место упокоения, с другой – особый мир, который имеет свой язык, выраженный внешне – в памятниках и надгробиях. Некоторые люди стараются выразить свою любовь к почившим тем, что делают роскошные памятники на их могилах, стремясь увековечить их память. Конечно, хорошо, когда человек помнит о своих близких, старается выразить свою любовь к ним. Но те, кто переступил порог вечности, не нуждаются ни в памятниках, ни в роскошных надгробиях, им нужно другое – молитва, милостыня.О, если бы все то старание, которое мы тратим порой на благоукрашение могил, мы обращали бы на помощь живым людям в память об усопших!

В ветхозаветном древнем мире самой ценной считалась помощь усопшим, когда человек воздавал дань им, совершал какое-то полезное дело в память о них. Но Христос установил другие приоритеты. Он говорит, что помогать нужно живым, и помощь любому человеку – помощь самому Христу, а это деяние имеет высшую ценность.

С другой стороны, мы видим, что некоторые могилы оказались заброшенными, свидетельствуя о том, что люди не помнят своих близких и вряд ли о них молятся.

Посещая храм, проходя к нему среди могил люди нередко заранее думают о том, чтобы и они сами, и их ближние в свое время упокоились тут же, около Дома Божия, ведь они чувствуют его святость. Однако близость храма не спасает нас. Нужно думать не о том, чтобы в будущем лечь рядом с храмом, а о том, что мы делаем в настоящем, в этой жизни, и о том, какой ответ дадим Спасителю.

Это касается всех. Не место спасает человека, а праведные дела и жизнь. Мы молимся сегодня об усопших, совершили сегодня панихиду, поминали многих усопших, и, прежде всего, православных христиан, в вере скончавшихся, похороненных здесь. К сожалению, далеко не все люди, которые были крещены и которых отпевают храме, скончались в вере. А это есть самое главное – закончить жизнь в вере и надежде.

Дай Бог покой всем усопшим, зде ныне нами поминаемым, которые скончались в вере и которые погребены на этом кладбище, а также всех тех, которых мы поминаем, дорогих и близких нам людей. Даруй им, Господи, упокоение в вечности и Царство Небесное.