Правильно ли мы понимаем покаяние. Литургия в Неделю преподобной Марии Египетской

.

Пятая Неделя Великого поста посвящена воспоминанию о подвиге покаяния преподобной Марии Египетской. Прихожане Христорождественского собора Рязани в этот день, 18 апреля, молились за Божественной литургией, которую возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Преподобных, отшельников, подвижников в истории Церкви было немало, и не обо всех из них известно. Святая Мария Египетская стоит в этом ряду особо, и плоды ее покаяния оказались столь изобильными, что вдохновляют и укрепляют даже закоренелых грешников. Ее житие важно еще и тем, что дает пищу для размышлений о самом слове «покаяние». О понимании и разных значениях этого термина говорил в наставлении после богослужения митрополит Марк:

– Завершается Великий пост, это особое время, когда Церковь призывает нас покаяться. Вчера последний раз в этом году мы с вами слышали песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Сам текст этой глубокой и проникновенной молитвы говорит нам о том, что покаяние – это однократное действие, и мы просим Господа открыть нам двери покаяния.

При этом у нас есть Таинство покаяния, к которому мы регулярно приступаем, и Церковь говорит, что Господь прощает нам те грехи, которые мы исповедуем перед Богом. А нам начинает казаться, что покаяние и заключается только в том, что мы рассказываем о своих грехах, а Господь их нам прощает.

Нередко люди говорят о каком-то особом, тщательном покаянии, под которым подразумевают необходимость вспомнить какие-то свои грехи и прегрешения, совершенные, может быть, молодости, когда у них не было понимания того, что является грехом, а что – нет. Однако слово «покаяние» имеет два значения. Во-первых, это наше церковное Таинство, когда человек приходит в храм, к священнику, и получает отпущение грехов от Самого Бога, подобно тому, как во время земной жизни Спасителя однажды Он Сам отпустил грехи болящему расслабленному человеку.

Но у слова «покаяние» есть и другой смысл. Вообще в переводе с греческого оно означает буквально «изменение ума, сознания». И в полном смысле это изменение происходит тогда, когда мы отходим от прежнего образа жизни, когда болезни души, которые есть у каждого – грехи, пороки и страсти – мы преодолеваем. Вот это и есть полнота покаяния. И два этих значения слова «покаяние» нужно понимать.

Чаще всего мы суживаем понимание покаяния, тем самым упрощая себе задачу. Мы считаем, что, исповедовав свои грехи, получив отпущение от священника, мы исполнили свою миссию и больше от нас ничего уже не требуется. Но нет! Таинство покаяния, к которому мы приступаем, есть некая ступенька, шаг к Богу в направлении всецелого покаяния, как обращения к Богу, как изменения нашей жизни.

Очень важно сделать первый шаг, а для этого нужно осознать, в чем мы грешны. Ведь очень много людей, приходя в храм, даже не знают, в чем каяться, полагая, видимо, что они в общем-то безгрешны. Но и сделав этот первый шаг, не стоит почивать на лаврах и думать, что мы уже прощены – ликуй, душа, ты в раю! Нет! Это только первый шаг в процессе покаяния, и он далеко еще не завершен.

Дай Бог нам всем, дорогие братья и сестры, здравого подхода к покаянию, чтобы мы,исповедуя свои грехи, понимали, что очередной исповедью процесс нашего покаяния не заканчивается. Дай Бог нам подлинного покаяния, примером которого для всех нас на все времена останется покаяние преподобной Марии Египетской, память которой мы сегодня совершаем.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"