О смысле событий, вспоминаемых в Великий четверток. Литургия в Христорождественском соборе

.

Среди дней Страстной седмицы, каждый из которых получил наименование Великого, особое место занимает Великий четверток, посвященный воспоминанию о Тайной Вечере. На ней Христос установил Таинство Евхаристии. Хотя продолжается строгий пост Страстной седмицы, некоторые особенности, такие, например, как праздничное облачение священства на богослужении, свидетельствуют о торжественности и значении для всех верующих Великого Четверга.

В этот день, 29 апреля в 2021 году, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Христорождественском соборе Рязани.

О событиях, происходивших на Тайной Вечере, владыка говорил в наставлении после богослужения:

– Сегодня Великий четверток. Церковь вспоминает особое событие, совершившееся в Иерусалиме 2000 лет назад. Тогда Господь наш Иисус Христос тайно, в отдельной приготовленной для этого события комнате, собрал Своих учеников, чтобы разделить с ними последний ужин. И это был не просто ужин, поскольку Господь с учениками совершил Пасхальную вечерю. Но и празднованием Ветхозаветной Пасхи не ограничилось это событие. Господь дал ученикам Тело и Кровь Свою под видом хлеба и вина и показал им пример крайнего смирения.

В тот вечер Учитель дал Своим ученикам завещание. Первое, в чем оно заключалось – это Таинство Евхаристии, которое и нас сейчас объединяет и в котором мы можем приоткрыть завесу вечности, прикоснувшись к будущим благам. Часть завещанного Господь отразил в особом действии – омовении ног ученикам, и в слове.

Он умыл Своим ученикам ноги, показав путь смирения, и сказал им, что Он, будучи Господином и Учителем, умыл им ноги, и они должны поступать таким же образом. Мы, к сожалению, чаще всего не разумеем всего смысла тех слов и действий Господа, о которых нам сообщают евангелисты.

Кто мог мыть ноги своему господину? Раб из евреев этого никогда не делал. Дело в том, что, согласно ветхозаветным предписаниям, представитель еврейского народа, будучи проданным в рабство, должен был работать шесть лет на своего господина, а на седьмой год господин обязан был бесплатно его отпустить на волю. Раб из еврейского народа служил своему господину как наемник, поденщик, но не как обычный раб в том смысле, в каком человечество понимало эту систему отношений.

Еврея-раба нельзя было заставить снимать обувь господину, омывать ноги, делать другую работу, которая унижала бы его человеческое достоинство. Причина таких предписаний имела основу в прошлом народа, который был Самим Господом избавлен от рабства. Господь освободил евреев от горькой работы фараонитской, и поэтому даже раб-еврей сохранял чувство собственного достоинства.

И вот Господь наш Иисус Христос Сам умыл ноги Свои ученикам. Тем самым Он поставил Себя в положение не просто раба-еврея, но раба-язычника, крайним образом унизив, смирив Себя перед учениками.

Господь еще называет Себя Учителем. Наставнику ученик мог умыть ноги в знак благодарности за преподавание, научение в законе Божием. И та ситуация, когда Господь Сам, будучи Учителем, умывает ноги Своим ученикам, еще ярче указывает на крайнюю степень Его смирения.

Неслучайно апостол Петр горячо противоречит Ему – «не умоешь ног моих никогда!» Потому что жест этот был слишком необычен, исполнен невиданного прежде крайнего смирения. А Господь тем самым дает ученикам завещание смирять себя перед своими ближними.

Он говорил еще – «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга!» Эта любовь – жертвенная, христианская, осуществляющаяся в действии. Она проявляется не просто в каких-то словах, эмоциях, чувствах или ощущениях, нет! Она проявляется в поступках. Эта любовь в греческом языке имеет наименование ἀγάπη. От этого слова, как мы знаем, произошли, первохристианские трапезы с литургией – агапы. Итак, Господь перед Страстью смиряет Себя, но по преимуществу Он смиряется на Кресте, когда настает также час прославления Сына Божия.

Будем же и мы, дорогие братья и сестры, с любовью относиться к своим ближним, смирять себя, где это возможно, чтобы в наших сердцах и в нашей христианской жизни завещание Христа Спасителя не оставалось бы бесплодным.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"

 

 

 

*   *   *