О чем свидетельствует чудо в Кане Галилейской. Литургия в Христорождественском соборе

.

10 мая митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе. В этот день в храме читался отрывок из Евангелия от Иоанна, посвященный чуду в Кане Галилейской. Почему Иоанн Богослов предпочитает называть это и другие подобные события знамениями, и в чем суть произошедшего на брачном пире в Кане, объяснил в наставлении после богослужения архипастырь:

— Сегодня, дорогие братья и сестры, наша Православная Церковь предлагает нам в качестве Евангельского чтения повествование о первом чуде Иисуса Христа, совершенное Им в начале Его общественного служения.

Впрочем, евангелист Иоанн почти не употребляет слово «чудо», оно присутствует лишь в нашем русском переводе. В славянском тексте, который мы слышали во время богослужения, употреблено другое слово — «знамение». Евангелист Иоанн как раз и говорит прежде всего о знамениях, совершенных Господом.

В чем же отличие знамения от чуда? Чудо — это слово, происходящее от глагола «удивляться», «изумляться». Поэтому чудо — то, что вызывает удивление, нечто необычное в глазах людей. В слове «знамение» заключен несколько иной смысл. Это определенный знак, который указывает на другую, духовную реальность. Евангелист Иоанн обычно упоминает о знамениях и потом нередко объясняет смысл этих знаков как для слушателей Господа, так и для всех нас, дорогие братья и сестры.

Чудо или знамение в Кане — первое из совершенных Господом и описанных евангелистом Иоанном. Какой же знак содержится в этом событии? Вспомним еще раз канву происходившего в Кане Галилейской. Господь приходит в гости на свадьбу вместе со Своей Матерью как один из участников брачного торжества. Христос отличается от пророка и Предтечи Иоанна, строгого аскета, молитвенника и постника, Он не гнушается человеческих радостей и стремится разделить их с простыми людьми. Во время брачного пира обнаруживается, что вина было заготовлено недостаточно, оно закончилось, как будто и торжество ограничили раньше положенного. И вот Господь в ответ на слова Своей Матери, хотя и говорит Ей, что еще не пришел час Его, все же помогает в сложившейся ситуации хозяевам и превращает воду в вино. Брачный пир благодаря этому продолжает идти своим чередом.

Какой знак мы можем видеть в этом событии? Очень часто можно услышать, что христианство — это религия запретов: нельзя одно, другое, третье... А что же можно? Только ходить в храм, молиться и каяться?.. Господь через знамение в Кане Галилейской показывает, что Он не гнушается никакой обычной земной радости и дает человеку порадоваться, если он делает это с чистым сердцем, полным надежды на Бога.

И в повседневной жизни мы часто можем видеть, как Господь утешает нас даже в самых простых ситуациях теми маленькими простыми радостями, которые близки и понятны каждому человеку. Господь видит скорбь и нужды каждого из нас и подает просимое. Самое главное — не отворачиваться от Него, держать сердце и помыслы открытыми для Него, и тогда Господь всегда поможет нам и покроет нас от всякого зла.