Литургия в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном

.

23 мая, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Наставление после литургии владыка посвятил евангельскому отрывку, читавшемуся в этот день в храме, и толкованию события исцеления в Овчей купели:

— Сегодня за Божественной литургией мы с вами, дорогие братья и сестры, слышали Евангельское чтение, важное и интересное по многим причинам. В нем описывается первое исцеление, которое Господь совершил в Иерусалиме с начала Своего общественного служения. Апостол евангелист Иоанн говорит о том, что Христос пришел в Иерусалим на очередной праздник. Хотя в Евангелии от Иоанна еврейские праздники обычно обозначаются, в этот же раз евангелист не уточняет, что именно отмечалось. Символичен сам факт того, что Христос приходит в Иерусалим именно на религиозные праздники.

Так было и в этот раз. Спаситель зашел в Овчую купель, Вифезду, что в переводе обозначает «Дом милосердия» увидел человека, разбитого параличом 38 лет, и исцелил его. Обстоятельства этого исцеления удивительны и примечательны. Христос не задает вопросов, которые чаще всего обращает к исцеляемым — об их вере в то, что Он может их исцелить. В случае с расслабленным речь о вере не заходит вообще.

Господь задает только один вопрос этому человеку: «Хочешь ли быть здравым?». Но и на этот вопрос Он не получает прямого ответа. В греческом тексте Евангелия нет слова «да», но есть рассуждение расслабленного о том, что прежде чем он успевает спуститься в Овчую купель по возмущении воды, его всегда кто-то опережает и получает исцеление. Долгие годы несчастный так и оставался без помощи.
Христос больше ни о чем не спрашивает человека в Овчей купели. Тот единственный вопрос Христа, «хочешь ли быть здравым», сам по себе содержит в себе глубокий смысл. Господь говорил по-арамейски, но в греческом тексте выражение «хочешь ли ты быть здоровым» указывает на определенные обстоятельства. В греческой светской литературе так часто обозначается исцеления, связываемые с языческим богом Асклепием, в латинской традиции — Эскулапом.

Христос исцеляет больного словом, без лишних вопросов и, очевидно, врачует не только его тело, но и душу. Об этом свидетельствует последующая встреча исцеленного и Исцелившего. Христос говорит ему — вот, ты стал здоровым, больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего худшего. Это означает, что Христос еще и простил ему грехи. А евангелист Иоанн наполняет это описание подробностями, понятными его современникам и указывающими на то, что все языческие боги — идолы, и упование на них тщетно, надежды пусты, а нужно уповать только лишь на одного истинного Бога, Христа, Спасителя, пришедшего в мир.

Будем же и мы, дорогие братья и сестры, верить в Спасителя, молиться Ему в надежде, что Он не только уврачует наши недуги и простит грехи, но и даст нам все потребное в нашей жизни.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"