Архиерейское богослужение в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия. День тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла

.

24 мая Церковью чествуется память равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Это день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. И кроме того, в память о братьях-просветителях во многих славянских странах эта дата отмечается как День славянской письменности и культуры.

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил 24 мая Божественную литургию в Спасском монастыре Рязани. Место совершения архиерейского богослужения можно назвать символичным, поскольку монастыри на Руси всегда были оплотами просвещения, распространения христианской культуры и научения в вере. Жизнь же рязанской Спасской обители, к тому же, в наши дни тесно связана с духовной школой – православной духовной семинарией.

Всем важным темам этого дня владыка посвятил наставление после богослужения:

– В сегодняшнем Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышали одну из самых соблазнительных речей Господа. Он сказал ее в Капернаумской синагоге.

На протяжении служения Спасителя книжники и фарисеи нередко смущались Его наставлениями, совершаемыми в субботу исцелениями, возмущались, когда, например, слышали, как Господь приводил сравнения, говорящие о Его особом Сыновстве Небесному Отцу. И все же среди всех этих речей, соблазнительных для современников Господа, слово в Капернаумской синагоге выделяется особо. Многие из учеников Христа отошли от Него в тот момент, так что Он даже сказал двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти?».

Что же так смутило людей? Господь говорил о Хлебе жизни и указывал: кто не ест Его Плоти и не пьет Крови, тот не имеет части в Нем, и Плоть Его – истинно есть пища и Кровь Его – истинно питие.

Не так удивительно, что многие из слушателей восприняли слова Христа как призыв к каннибализму. Господь же имел в виду Таинство Евхаристии, которое через некоторое время дал Своим ученикам и всем верующим. Но, как мы знаем, и далее, на протяжении первых веков христианства, вера во Христа извращалась ее недругами, из-за чего люди думали, что христиане на самом деле едят тела младенцев и пьют их кровь. Они превратно воспринимали христианство.

А чтобы правильно понимать слова Христа и вообще суть христианского учения, нужно было познакомиться с Евангельскими текстами – ведь, как мы знаем, уже в первом веке апостолы Марк, Матфей и Лука пишут свои Евангелия, призванные показать учение Христа в целостности и развеять возможные недоумения и сомнения.

Вот только чтобы читать Евангелие, нужно владеть письменностью. А тогда в обитаемой вселенной, которая называлась ойкуменой (греческое слово «οἰκουμένη»), были разные народы: и те, кто владел греческим и латынью, и те, кто еще не обладал письменностью. Среди таких народов, у которых еще не было своей письменной культуры, были и славяне. Для них Божественные Писания были чем-то странным и непонятным.

Современные люди, как правило, берутся за изучение языков по необходимости, для своих практических нужд, если планируют путешествовать или переезжают жить и работать в другую страну. В ту эпоху люди воспринимали язык и культуру, прежде всего, как средство передачи христианского вероучения, приобщения к христианской культуре. И подвиг приобщения к этой культуре славянских народов совершили греки, равноапостольные Мефодий и Кирилл. Сначала их не понимали, а потом даже в папском Риме, который в то время находился во власти лжеучения так называемой трехъязычной ереси, папа Римский почтил переводчиков Священного Писания и положил в храм славянский перевод Евангелия. И сегодня мы прославляем память этих людей, благодаря которым наш народ обрел христианскую культуру и веру, получил средство для научения.

Сегодня также особый день, поскольку мы отмечаем день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, носящего имя равноапостольного Кирилла. Ныне мы возносили сугубую молитву о нашем Предстоятеле, который тоже активно занимается просветительской деятельностью и старается, чтобы народы, населяющие каноническую территорию нашей Церкви, вновь восприняли христианскую веру и культуру.

Дай Бог, чтобы дело равноапостольных Кирилла и Мефодия ширилось и разрасталось, чтобы люди, для которых славянская культура является родной, вновь и вновь воспринимали вечноживые глаголы Евангелия. Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, в нашей культуре ценить, прежде всего, Божественное Писание, культуру нашего духа. Дай Бог всем нам христианского просвещения и стояния в православной вере.

*   *   *

Далее состоялось вручение наград, в том числе, и Патриарших. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 25-летием в сане пресвитера иеромонах Амвросий (Игнатов) был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского III степени. Такая же награда была вручена протоиерею Игорь Кривоногову – тоже связи с 25-летием служения в сане пресвитера и в благодарность за труды на благо Святой Церкви.

Протоиерей Димитрий Челноков, в этот день отметивший 20-летие служения в сане пресвитера, в связи с этой датой и во внимание к трудам на благо Церкви был удостоен медали ордена Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского.

Протоиерей Михаил Серопегин в связи с 20-летием служения в сане пресвитера и в благодарность за труды на благо Святой Церкви был награжден медалью святителя Василия Рязанского III степени.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"