Литургия в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

.

Пятое воскресенье по Пасхе именуется Неделей о самаряныне. В этот день Церковью вспоминается важный и необычный по обстоятельствам евангельский эпизод – беседа Христа с жительницей одного из самарянских селений.

В 2021 году в Неделю о самаряныне, 30 мая, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

О значении беседы Христа с самарянкой и о том, чему могут поучиться верующие, вспоминая этот эпизод, владыка говорил в наставлении после литургии:

— Сегодняшнее Евангельское чтение, дорогие братья и сестры, по-своему уникально. И вот почему. В Евангелиях редко встретишь доброе слово о самарянах. Евангелисты Матфей и Марк не упоминают об этом племени ничего хорошего, более того, апостол Матфей приводит слова Христа, который, призывая Своих учеников идти проповедовать, наставляет их не входить в самарянские города.

У евангелиста Луки мы видим другой образ самарян: образ из притчи о милосердном самарянине и пример прокаженного, тоже самарянина, исцеленного Христом и единственного из десяти воздавшего благодарение Иисусу Христу за совершенное чудо.

В сегодняшнем чтении описывается удивительный эпизод, и в нем — поразительное по своей силе исповедание Иисуса Христа. Господь, утрудившись от пути, остановился около самарянского города Сихарь. В Евангелиях мы редко видим описание каких-то физических страданий, недугов Христа Спасителя, особенно в Евангелии от Иоанна, где показывается царственное достоинство Иисуса Христа как Сына Божия, Бога-Слова. В этом смысле упоминание о том, что Христос утрудился в пути, является редким и необычным. Но самое поразительное происходит по мере продолжения разговора Христа с женщиной-самарянкой. Она, а затем и ее соплеменники показывают небывалое возрастание в вере.

И тем более удивительно, что речь идет о самарянах. Это было родственное евреям племя, но его представители давно не общались с ними. Во II веке до Рождества Христова еврейским первосвященником был разрушен храм на горе Гаризим, и между этими двумя племенами пролегла пропасть. Евреи считали, что храм должен быть только один и место ему в Иерусалиме, а самаряне были уверены, что местом расположения храма должна быть священная для них гора Гаризим.

И вот самарянка встречается с утомившимся в дороге Путником из еврейского народа. Этот Человек вызывает ее интерес, потому что Он говорит удивительные слова: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». И вот эта женщина называет Христа Пророком, а потом уже говорит о Нем, как о Мессии. И наконец ее соплеменники, самаряне, пришедшие из города, обращаются ко Христу, как к Спасителю мира.

Удивительное возрастание в вере и необыкновенное по силе исповедание Христа Спасителем мира! Самаряне оказались более прилежными учениками и были более открыты ко Христу, нежели Его соплеменники. Господь говорит с самарянкой о воде, и это — первая и главная тема, рассматриваемая в Евангелии.

Что могло подразумеваться под источником воды живой в Ветхом Завете? В то время, конечно, под этим выражением можно было понимать ветхозаветный закон и премудрость. И в представлении ветхозаветных учителей человек, из чрева которого истекают воды живые, — это тот, кто учит Закону Божию.

Христос использует этот образ, чтобы показать другую реальность. Он говорит уже не о законе Божием Ветхого Завета. Он говорит о Своих словах. Вода живая — это Его слова как Мессии, как Спасителя и Искупителя всего мира. И очень быстро самаряне познали, убедились и исповедали Христа Сыном Божиим, Мессией.

И мы, дорогие братья и сестры, и наши ближние по-разному воспринимаем Спасителя. Кто-то видит Его учителем праведности, нравственности и духовности, кто-то — помощником в бедах и трудностях. Дай Бог, чтобы возрастание в вере, которое мы видим на страницах Евангелия у самарян, было бы свойственно и нам, чтобы мы воспринимали Христа как Спасителя мира, обращались и приходили к Нему и только к Нему за источником живой воды, текущей в жизнь вечную.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"