Об уроках Апостольского собора для современных верующих. Литургия в Христорождественском соборе

.

4 июня митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани. В этот день в апостольском чтении за богослужением повествовалось о первых годах существования Церкви Христовой. Самым важным из описанных событий был Апостольский собор в Иерусалиме. Он был созван, чтобы разрешить возникшую к тому времени насущную проблему. Ее суть объяснил митрополит Марк в наставлении после службы:

– Евреи, входившие в Церковь Христову, не только почитали Воскресшего Христа, но, по обычаю, также посещали ветхозаветный храм и старались исполнять все установления, предписанные Богом в Ветхом Завете. Однако постепенно в Церковь стали вливаться вчерашние язычники, для которых традиция Ветхого Завета была совершенно чуждой. Как им было совмещать веру во Христа с приверженностью первых христиан Ветхому Закону? Были сторонники того, чтобы язычников не просто научать вере в Господа, но и подвергать обрезанию, и учить исполнять все многочисленные ветхозаветные предписания, которые исполняли ученики Христовы.

Апостольский собор в Иерусалиме дал образ того, как Церковь впоследствии будет решать все важнейшие вопросы своей жизни. А каково же было решение этого собора? Апостолы постановили, что христиан, бывших язычниками, не стоит нагружать всеми теми многочисленными предписаниями Ветхозаветного закона, которые они исполняли сами, не нужно обрезывать верующих из числа язычников. Самое главное, чтобы они держались хотя бы основных установлений – не вкушали крови, идоложертвенного, удавленины и воздерживались от блуда. Этот минимальный свод христианских обязанностей в первую очередь возлагался на язычников.

Владыка пояснил, что для современных христиан Апостольский собор представляет не просто исторический интерес, но и является примером того, как нужно поступать в отношении ближних, которые были воспитаны вне Церкви. Митрополит Марк привел слова, сказанные Господом, о том, что не нужно налагать на людей бремена неудобоносимые, и призвал не нагружать множеством предписаний людей, только начинающих свою жизнь в Церкви. Не стоит говорить им о том, чтобы они сразу читали все утренние и вечерние молитвы и посещали все богослужения. Самое главное, заключил архипастырь, чтобы у человека была вера во Христа, и движение по пути к Богу было для него постоянной и самой важной задачей.