«Сохранившая святыню»: очередная экспедиция участников клуба «Ставросъ»

.

Участники подросткового клуба православного краеведения «Ставросъ» в сопровождении наставников, директора Рязанской епархиальной библиотеки Наталии Моисеевой и краеведа Сергея Пасынкова, 17 августа побывали на Лазаревском кладбище.

На старинный некрополь юные краеведы отправились с главной целью навестить могилку Софьи Васильевны Злобиной, которая в советские годы была хранительницей чудотворной иконы «Знамение-Корчемная». Ныне эта святыня пребывает в Иоанно-Богословском монастыре, а чтимый список с нее — в Николо-Ямском храме Рязани, при котором действует клуб. История образа известна многим, но, преимущественно, в событиях, определивших его наименование. Участники клуба «Ставросъ» уже познакомились и с дальнейшей судьбой святыни. Она чудом уцелела в ХХ веке, и для ребят важно почтить память Софьи Злобиной — одной из тех, благодаря кому удалось сохранить икону.

* * *

Изначально этот образ была известен только в Рязани, но вскоре слава о нем распространилась по всем уголкам России. В 1851 году по «повести пожилых людей», было составлено Повествование, где были описаны сведения об истории образа, обстоятельствах его прославления и чудесных знамениях, явленных через него.

Эту икону одержимая недугом пьянства рязанская вдова обменяла на выпивку. На следующей день после поступка она раскаивается и выкупает ее обратно — но икона чудесным образом раз за разом возвращается от нее в корчму.

Горожане, прослышав об этом чуде, стали приходить поклониться иконе. Перед образом постоянно горела неугасаемая лампада. После закрытия корчмы в 1850 году икону перенесли в часовню при храме преподобного Симеона Столпника (сейчас полностью разрушен), где она находилась до революции. Образ был украшен золотой ризой с драгоценными камнями, и каждый вторник перед ним совершались молебны с акафистом, на которые собиралось множество людей разных сословий.

В 20-е годы XX века часовню закрыли, а икона была перенесена в близлежащий храм. Во время конфискации церковного имущества была назначена комиссия из комсомольцев. Ее возглавил юноша по имени Дмитрий Серебряков. Увидев чудотворный образ, он вспомнил годы детства, когда родители водили его в часовню, и показывая эту икону, наставляли жить по заповедям Божиим. Тогда юноша решил спасти святыню от поругания и уничтожения. Своим товарищам Дмитрий сказал, что хочет взять икону с собой, чтобы неторопливо снять с нее все драгоценности. На следующий день, он действительно вернул и золотую ризу, и драгоценные камни, а об иконе сказал, что та рассыпалась от ветхости.

Некоторое время образ тайно пребывал в его доме, а потом хранительницей святыни стала служанка семьи Александра Ивановна. После ее смерти икону хранила благочестивая христианка Софья Злобина – известный в Рязани зубной врач. Перед образом Пречистой все время горела неугасимая лампада, но в потемневшей, расколотой на две части доске трудно было узнать одну из главных святынь прежней Рязани.

Софья Васильевна завещала после ее смерти передать икону архимандриту Авелю (Македонову). Отец Авель принес икону в Борисо-Глебский собор, где в это время служил, и совершил перед ней акафистное пение. Вместе с ним в тот вечер со слезами радости молилась алтарница храма, монахиня Августа, которая сразу узнала дорогую её сердцу святыню. В молодости она была послушницей рязанского Ольгова монастыря, а после его закрытия некоторое время служила алтарницей при Симеоновском храме.

По материалам группы подросткового клуба православного краеведения "Ставросъ" ВКонтакте