О смысле празднования памяти преподобных отцев в последнюю субботу перед Великим постом

.

Проповедь митрополита Рязанского и Михайловского Марка в Архангельском храме Пронска в день памяти всех преподобных отцев, в подвиге просиявших.

 «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня Святая Церковь вспоминает память не только тех святых, которые приходятся по календарю на этот день. В субботу перед началом Святой Великой Четыредесятницы Церковь установила память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. В чем же смысл установления дня их памяти именно в этот день?

На протяжении всего года мы отмечаем память преподобных отцов, начиная от отцов-пустынников Египта, где зародилось монашество. Поминаем монахов иудейской пустыни, монахов наших северных земель, - всех тех людей, которые подвизались и которые угодили Богу в лике преподобных отцов.

Дело в том, что нам предстоит подвиг в 40 дней и еще – Страстная седмица. Этот путь – путь воздержания. Почему же именно не святых, не мучеников, а именно преподобных отцов Церковь предлагает сегодня в качестве тех людей, которым мы возносим сегодня сугубую молитву?

Все отцы, память которых мы отмечаем, подвизались в пустынях, в уединенных местах. И самое главное, что им было свойственно – добродетель воздержания. Когда мы говорим слово «воздержание», мы имеем ввиду все добродетели сразу.

Все отцы, память которых мы отмечаем, подвизались в пустынях, в уединенных местах. И самое главное, что им было свойственно – добродетель воздержания. Когда мы говорим слово «воздержание», мы имеем ввиду все добродетели сразу. Потому что кто-то может сказать: вот, какой-то человек не пьет вино, а кто-то ест немного, кто-то не говорит бранных слов. Но все эти добрые дела подразумеваются в одном слове – воздержание. Не случайно один из древних монахов-подвижников назвал воздержание общим наименованием всех добродетелей.

 

Действительно, воздержание есть общее наименование всех добродетелей. Ведь когда мы воздерживаемся от зла, мы тем самым творим добро и склоняемся к добру. И святые отцы, подвизавшиеся в подвиге, проявили удивительное качество, связанное с воздержанием. Можно приводить множество примеров из жизни преподобных отцов и преподобных жен, матерей, которые  подвизались в пустынях, удивительные примеры, которые для нас являются поистине недостижимыми. И вот, мы буквально через один день входим в поприще Святой великой Четыредесятницы.  И что же нам больше всего необходимо? Именно добродетель воздержания. Воздержания от пищи, от пития, многословия, бранных слов, курения… Многих и многих вещей, которым люди, к сожалению, предаются на протяжении своей жизни.

Мы не только сегодня вспоминаем преподобных отцов-пустынников и пытаемся научиться добродетели воздержания, но и призываем их сегодня в сугубой молитве, призываем молиться о нас, грешных, недостойных и невоздержанных, чтобы Господь по их молитвам и нам даровал воздержание. Чтобы эта добродетель стала бы нашим свойством, нашим достоянием, прежде всего, на протяжении времени Великого поста, а также и в целом.

Мы не сможем сделать никаких добрых дел, если мы прежде не уклонимся от зла. А как же мы можем сделать это без добродетели воздержания? 

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, иметь эту добродетель. Неслучайно в псалме говорится: «уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15). Мы не сможем сделать никаких добрых дел, если мы прежде не уклонимся от зла. А как же мы можем сделать это без добродетели воздержания? Дай Бог нам всем нам учиться ее приобретать. И Великий пост является самым подходящим временем, чтобы научиться воздержанию, чтобы полюбить его, чтобы оно стало бы нашим достоянием.

Дай Бог всем нам помощи Божией по молитвам преподобных отцов, дай Бог всем нам на протяжении Великого поста вдохновляться подвигами святых мужей и святых матерей, пребывая в молитве, воздержании и добрых делах. Аминь».