Вдохновляясь любовью Небесного Отца

.

Слово митрополита Марка в Неделю о блудном сыне.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали удивительную притчу, рассказанную нам Господом Иисусом Христом. Чаще всего она называется притчей о блудном сыне, и все наше внимание приковано, как правило, к личности указанного персонажа.

Вновь перед нашими мысленными взорами проходит история о том, как младший сын, по сути дела, даже не имевший права думать о наследстве, обращается к своему отцу не с просьбой, а с требованием дать полагающуюся ему часть имения, словно отца уже и нет в живых. Этот сын, получив требуемое, отправляется в далекую страну и там, живя блудно, расточает все свое достояние. Дойдя до крайней степени унижения, он решает вернуться к своему отцу, видя, что наемники в отцовском доме живут лучше его. И вот происходит это счастливое воссоединение, причем сын не только возвращается, но благодаря любви и милосердию отца он принят вновь как родной сын.

Мы часто думаем именно об этом персонаже, блудном сыне, смотримся в эту притчу словно в зеркало и, конечно же, узнаем собственные черты.

С чего начинается падение каждого человека? С того, что Отец — а в притче мы видим образ Отца Небесного — перестает существовать для нас. Так и каждый человек, дорогие братья и сестры, начинает путешествие «в страну далече» тогда, когда забывает о Боге, когда Он для этого человека умирает, перестает существовать. Только в этом случае мы чувствуем бесконтрольность и тешим себя иллюзией, что все, чем мы обладаем — это не наследие нашего Создателя, не дары, которые мы должны приумножить, но наше достояние, которое мы имеем право потратить и даже промотать.

Смерть Бога в нашем сознании — корень всякого падения. Однако Господь, когда говорил эту притчу, имел в виду не только тех людей, которые согрешили и нуждались в покаянии. Господь произнес ее перед фарисеями, которые упрекали Его в том, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками. И старший сын в притче — это образ этих фарисеев и книжников, которые осуждали Спасителя за тесное общение с грешниками. Господь сказал такую притчу скорее даже не чтобы призвать мытарей к покаянию, а чтобы показать фарисеям необходимость любви к людям падшим и отверженным.

Эту притчу равным образом можно назвать и притчей о милосердии Небесного Отца. Не будь этого милосердия, все усилия остались бы напрасными, и вряд ли отец принял бы своего блудного сына. И это еще не все!

В наши дни люди благодаря современным фильмам привыкли к счастливому концу и ждут, что все само собой образуется, последует радостный финал. Здесь же мы видим незавершенный сюжет притчи. Что стало с младшим сыном, который вернулся и был прощен? Начал ли он трудиться у своего отца, стал ли вновь, как и раньше, послушным сыном?

Неопределенность есть и в отношении старшего сына. Он не хотел принять своего блудного брата, не хотел присоединиться к радости отца, и мы не знаем, смог ли он преодолеть себя и принять брата подобно отцу. Все эти вопросы остаются открытыми.

В реальной, не выдуманной человеческой истории всегда есть открытые возможности. Счастливого конца без участия человека не бывает. Бог, конечно, по Своему милосердию всегда готов довести нас до счастливого конца — порога жизни и до Царства Небесного, но хочет ли этого сам человек, готов ли он переступить через себя, свои страсти, отвергнуться себя?

От ответа на этот вопрос зависит итог любой жизненной ситуации. Эта притча не только о прошлом, о какой-то конкретной ситуации, но о нас с вами. И мы всматриваемся в нее и видим себя в отражении того или другого персонажа, полностью или отчасти. Мы стоим перед вопросом — а куда мы пойдем дальше, каковы наши действия в продолжении истории, в которой мы узнаем себя? Все это зависит от нас с вами, и этот вопрос из глубины веков обращен к каждому человеку, живущему на земле.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы любовь Небесного Отца вдохновила бы нас принять все испытания и все то, что Он предлагает нам, следовать за Ним, вдохновляясь Его любовью к любому, даже самому грешному человеку.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы села Маково,

20 февраля 2022 года