Петр и Павел: апостолы, которые принесли наибольший плод

.

Слово митрополита Рязанского и Михайловского Марка в день празднования памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

 «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, праздником святых апостолов Петра и Павла заканчивается Петров пост, называемый еще апостольским. Если мы обратим внимание на тех людей, тех святых, которые проповедовали Благую весть Христову, то увидим, что большим почитанием Церкви пользуются святые апостолы. Пользуются почитанием потому, что они были ближайшими сподвижниками Самого Спасителя, они были очевидцами Его проповеди и чудотворений. И они понесли Благую весть всем народам земли.

Однако апостолов большое число. Есть двенадцать апостолов – это те люди, которые ходили за Христом, которые были призваны непосредственно Им Самим, и которые были участниками большей части евангельских событий. И есть семьдесят апостолов, и Церковь также прославляет их память. Но если спросить обычного верующего, любого из вас – кого вы знаете из святых апостолов? Я думаю, что многие не назовут даже двенадцати апостолов, не говоря о семидесяти. Потому что мы плохо укоренены, плохо знаем Евангелие, Божественное Писание.

Но все знают святых апостолов Петра и Павла. Именно их Церковь поставляет на одно из главных мест. Конечно, есть еще евангелисты – те люди, те апостолы, которые написали Евангелия. Их имена постоянно на слуху в Церкви. Но, тем не менее, на первом месте в церковном сознании стоят апостолы Петр и Павел.

Их называют апостолами первоверховными, то есть самыми главными. В чем же «главность» апостолов Петра и Павла?

В римско-католической Церкви особым образом почитается апостол Петр. Там существует такое мнение, что он является князем апостолов, что он – самый главный, он является представителем апостолов, он говорил от их имени, и поэтому он – самый главный после Спасителя.

А между тем, в нашей Православной Церкви нет такого отношения к апостолу Петру. Мы почитаем апостола Петра, мы слышим те повествования, в которых говорится о силе его чудес, о его духовной крепости. В Деяниях святых апостолов говорится о том, что апостол Петр после Воскресения Спасителя, после Пятидесятницы проповедовал, и настолько был велик, что даже тень проходящего Петра исцеляла людей.

Представляете: лежит больной, идет апостол Петр и его тень осеняет больного и этот больной исцеляется. Какая великая сила ему была дана Христом за его дерзновение. Но главное, это было дано для того, чтобы показать силу Божию.

Представляете: лежит больной, идет апостол Петр и его тень осеняет больного и этот больной исцеляется. Какая великая сила ему была дана Христом за его дерзновение. Но главное, это было дано для того, чтобы показать силу Божию.

А вот сегодня в Евангельском чтении во время крестного хода мы слышали повествование о немощи апостола Петра, точнее – напоминание о его немощи и рассказ о его покаянии, о его возвращении Христом в апостольское достоинство.

Сам по себе апостол Петр был простым галилейским рыбаком, человеком малограмотным. Но он проповедовал, может быть, не столько даже словом, сколько делом – своей духовной силой, своей мощью и чудесами, которые совершались Господом через него.

Апостол Павел – это другой апостол. Апостол, который не относится к числу двенадцати избранных учеников Спасителя. Господь призвал его позже. Это был человек, который являл собой контраст неграмотным галилейским рыбакам. Человек образованный, один из образованнейших людей того времени, бывший римским гражданином, учивший и знавший Ветхозаветный закон, гнавший Спасителя в начале своего соприкосновения с Благой вестью. А потом призванный Спасителем и явившийся Его избранным проповедником до конца времен.

В Деяниях святых апостолов мы читаем о тех миссионерских трудах, которые проделал апостол Павел, в Церкви постоянно звучат слова его посланий. В них разбираются все важнейшие вопросы нашей веры.

Что такое вера? Что такое Закон, и в чем отличие Ветхозаветного Закона от Нового? И в чем главный смысл Благой вести? И много-много других вопросов, которые апостол Павел затрагивает в своих посланиях.

Наверное, в этом и смысл прославления святых апостолов вкупе. Церковное сознание именно потому поставляет их вместе, что они принесли наибольший плод.

Но они были разными: по образованности, по своему характеру, по стилю своего свидетельства о Христе. Но плод, который они принесли своим самоотверженным служением и силой Божией, соединил их вместе. Наверное, в этом и смысл прославления святых апостолов вкупе. Церковное сознание именно потому поставляет их вместе, что они принесли наибольший плод.

И потому церковное сознание прославляет их память в первую очередь, а уже потом прославляет Собор двенадцати апостолов и также отдельно других святых апостолов.

Мы сегодня молимся этим великим заступникам и свидетелям подвига Спасителя. Символично, что мы сегодня совершаем богослужение здесь, в этом храме, в котором сегодня отмечается престольный праздник – в храме, посвященном святым апостолам Петру и Павлу. Мы молимся, чтобы Господь по их молитвам помог и всем нам и дал бы и нам, грешным и недостойным, хотя бы толику того дерзновения, той духовной силы и того свидетельства о Христе, которые имели святые апостолы Петр и Павел. Аминь».

Храм во имя апостолов Петра и Павла р.п. Старожилово,

12 июля 2016 года