Казанский монастырь: вчера и сегодня

.

В день празднования Казанской иконы Божией Матери предлагаем Вам ближе познакомиться с Казанским монастырем – до революции цветущей рязанской обителью, с приходом с советской власти – концлагерем, позже архивом… Через все беды, скорби и трудности монастырь начал восставать из запустения в 2006 году. Подробнее – в нашем материале.

Казанский образ Божией Матери – один из самых любимых и почитаемых на Руси. В каждом храме и каждом доме у верующих людей можно найти Казанскую икону. В Рязанской епархии сохранилось несколько храмов, освященных в честь этого образа, и в самом городе есть Казанский женский монастырь, изначально носивший название Казанского Явленского Девичьего монастыря.

Если попытаться сейчас представить себе прежние размеры территории обители, то окажется, что в ее прошлых пределах умещается целый квартал нынешней Рязани

Обитель существует с XVI века. Изначально она располагалась в Рязанском кремле, а в XVIII веке ее перевели на нынешнее место. До революции это был огромный первоклассный (по статусу) монастырь, где проживало несколько сот насельниц. На территории располагалось все, что нужно было для самообеспечения монахинь, клириков и нуждающихся прихожан: сельскохозяйственные угодья, небольшой свечной завод, больничный корпус, приют для девочек, 4-классное училище… Если попытаться сейчас представить себе прежние размеры территории обители, то окажется, что в ее прошлых пределах умещается целый квартал нынешней Рязани.

В 1919 году здесь разместили один из первых концентрационных лагерей для духовенства, белогвардейцев и других «контрреволюционных элементов». Лагерь был расформирован в 1923 году. Позже часть зданий была отдана под жилые помещения, местами со временем выстроились неровными рядами дощатые сарайчики, где местные жители хранили припасы. Был уничтожен монастырский некрополь с захоронениями многих известных рязанцев, а Казанский собор, уже обезображенный внутри и снаружи, лишенный каких-либо признаков храма, в конечном итоге принял в свои стены фонды рязанского областного архива. Впрочем, от такого «соседства» особой пользы для новых хозяев не было – помещение храма без
должного попечения о нем уже стало сырым и малопригодным для хранения документов и старинных рукописей, многие из которых обладали уникальной ценностью. Поэтому первой заботой работников стало налаживание нужных температурных условий хранения архивов.

Так что для собора это в какой-то мере было благом. Ведь он не был взорван, в нем не хранились десятилетиями удобрения – как во многих других храмах, стены которых настолько портились и пропитывались ядовитыми испарениями, что настоятелям оставалось только уповать на возможность найти средства и частично заменить кладку во вверенных им поруганных святынях.

Кто знает, может, люди, в те далекие годы использовавшие эту «некачественную» и так хорошо смывающуюся краску, тайно хранили в душе драгоценные крупицы благоговейного отношения к храму и еще не совсем утратили веру в Бога.

Главный храм рязанского Казанского монастыря, возвращенный Церкви на рубеже 2005 – 2006 годов, выстоял. Конечно, прошедшие десятилетия неузнаваемо изменили его облик, и предстоял огромный комплекс работ по его ремонту и реставрации. По счастью, краска, которыми были замазаны росписи Казанского собора, легко удалялась . Кто знает, может, люди, в те далекие годы использовавшие эту «некачественную» и так хорошо смывающуюся краску, тайно хранили в душе драгоценные крупицы благоговейного отношения к храму и еще не совсем утратили веру в Бога. Отдельным благом стало и то, что худо-бедно в соборе в эпоху работы в нем архива поддерживался температурный и влажностный режим – для настенной живописи это тоже было спасением.

Часть фресок сохранилась со следами идеологического «искусства» тех лет: например, у Георгия Победоносца была перерисована голова, и изображение с того времени повествовало уже не о святом Георгии, а о конном красноармейце, поражающем гидру капитализма…

Сейчас не только сам собор, но и вся окружающая территория преобразилась. Это уже не трущоба, отчасти заваленная горами мусора – а уголок тишины и спокойной, живописной красоты в большом городе. Летом здесь благоухают кусты роз и множество других цветов. При монастыре действует воскресная школа – отдельно для детей и для взрослых. Восстановлен монастырский некрополь и один из корпусов, где сейчас живет матушка игуменья Анна (Сычугова) и сестры. Еще в обители работает просфорня и швейная мастерская. Есть почитаемые святыни, среди них – образы Божией Матери «Скоропослушница» и «Каплуновская», а также образ святителя Николая, с которым связано особое событие в жизни монастыря – в 2006 году, почти сразу после передачи здания Казанского собора Церкви, этот образ замироточил, что документально засвидетельствовано.

21 июля – престольный праздник в обители. Поскольку восстановительные работы в монастыре начались в 2006 году, то нынешний 2016 год является важной вехой в истории его новой жизни, 10-летием с начала возрождения, и поэтому торжество ожидалось в монастыре с особым нетерпением.

Утро праздничного дня началось с ранней литургии, продолжилось молебнами, поздней литургией и крестным ходом. Для всех прихожан и гостей, пришедших разделить радость торжества, было готово угощение – одна из добрых монастырских традиций.


И хотя впереди еще предстоит большое количество трудов, первоочередные из которых связаны с восстановлением придела Казанского собора, посвященного прп. Сергию Радонежскому, в этот день участники торжества отложили попечение и заботы о будущем и разделили радость о настоящем, об уже проделанной работе, результат которой сейчас воочию предстает в облике обновленной, полной жизни обители. Пусть она не такая большая, как прежде, но молитва в ней совершается непрестанно, а значит, главное, ради чего и существуют монастыри, уже есть. А все другое, что будет нужно, обязательно приложится!

 

Дина Ветрова