Митрополит Марк: Ключики к нашему сердцу лукавый подбирает безошибочно!

.

5 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Рязанский и Михайловский Марк, Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, совершил Божественную литургию в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве. Напомним, архипастырь с 2000 года является настоятелем этого храма.

В своем слове к народу Владыка сказал:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

На протяжении всей своей жизни человек общается с другими людьми. И нередко, когда общение только начинается, то человек пытается произвести на другого хорошее впечатление. Открыть для себя сердце своего ближнего. И методы для этого существуют самые разные.

Например, если какой-нибудь женщине подарят роскошный букет цветов, то она может изумиться от восхищения и с этого дня воспринимать человека, преподнесшего букет, как своего друга. Для кого-то ценным может стать дорогой подарок или доброе дело, или рука помощи, протянутая во времена бедствий и лишений. Для кого-то слова похвалы или даже грубой лести становятся тем ключиком, которым открывается сердце человека к ближнему.

Однако мы должны помнить, что подобно тому, как мы нередко пытаемся подобрать тот или иной ключик к сердцу нашего знакомого, наш главный враг, лукавый, темная сила, подбирает и к нам свои ключики. И причем подбирает безошибочно! В отличие от многих из нас.

Во время богослужения утрени мы вчера слышали такие слова песнописца. Он говорил: когда человек, подобно мытарю, отягчен множеством грехов, тогда диавол старается внушить ему мысли о том, что он, этот человек, не спасется, что все его усилия, направленные ко благу, тщетны, потому что он грешник. Страшный грешник. И никакого спасения, никакой перспективы, никакой надежды у него нет и не будет. И, с другой стороны, если человек, подобно фарисею, ведет жизнь добродетельную, старается преуспевать и проводить жизнь духовную в подвигах благочестия, в молитве, в благоугождении ближнему, то лукавый, наоборот, подбирает к нему другой, «соответствующий» ключик. Внушает мысль о том, что «ты человек исключительный, таких на земле мало». «Вот ты ходишь в храм, исполняешь Закон Божий, да и вообще вся жизнь твоя, может быть, проходит в храме, ты делаешь добрые дела, и, конечно, как можно сравнить тебя с каким-то грешником, который стоит на пороге храма и которого грехи в храм даже не пускают!»

И таким образом, каждый — и кто согрешает, и кто пытается жить праведно — нередко отвращается от Бога. Один — мнимым представлением об отсутствии надежды на спасение. Другой, живущий благочестиво, ведущий праведную богоугодную жизнь, порой лишается своих добродетелей через превозношение, через надмение по отношению к другим людям.

Притча, которую говорит Господь и которая читается сегодня в храмах, является примером того, как нужно мудро проходить жизнь в настоящем веке, чтобы не впасть в грехи. А согрешая, выходить из этого состояния так, чтобы не повредить своей душе, чтобы всегда иметь надежду на спасение.

Пример фарисея – это пример человека благочестивого. Надо сказать, что в нашем понимании фарисей – это человек лицемерный, поскольку Христос так обличал фарисеев. На самом же деле среди израильского общества это были люди, которые пользовались глубочайшим уважением за свою праведность, за свое благочестие, за свое исполнение Закона. И они пользовались огромным уважением в обществе. Поэтому обличения Спасителя явились действительно чем-то особым, что никак не соответствовало тому ореолу, который был создан вокруг фарисеев в глазах всего израильского общества.

Мытарь же — наоборот, грешник, который жил обманом, жил насилием, жил коррупцией, всеми теми грехами, которые так процветают и в нашем обществе. Но он, однако же, нашел в себе силы покаяться. Он пришел в храм и, не будучи в силах поднять очи к небу, только молился и просил: «Боже, милостив буди мне грешному».

Для всех нас в этой притчи должно быть два примера: мы часто уходим из храма убежденные в том, что и нам нужно подобно мытарю говорить: «Боже, милостив буди мне грешному». Конечно, это замечательная молитва, и нужно ее чаще произносить, потому что все мы грешники. Но при этом смысл притчи не только в том, чтобы научить нас мытареву смирению, но и в том, чтобы пример фарисея также присутствовал в нашей жизни. Пример не в своем надмевании, не в своем осуждении, но как пример благочестия, пример усердия в молитве и доброделании.

Дай Бог, чтобы, дорогие братья и сестры, мы не только грешили и каялись, но чтобы и пытались в своей жизни делать что-то доброе, хорошее.

Сегодня мы прославляем также память новомучеников, исповедников Церкви Русской, которые прославили Имя Христово своими добрыми делами, своим благочестием и, конечно, своим мученичеством. Они являются для всех нас свечой, которая пылает, которая нас согревает, которая показывает нам пример правильного отношения человека к Богу и к нашему ближнему.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы по молитвам новомучеников и по евангельским примерам и наша жизнь была жизнью добродетельной и вместе с тем жизнью, исполненной чувством покаяния, жизнью смиренного раба Божиего. Аминь.