Не только духовник патриархов, но отец для всех. Митрополит Марк о почившем архимандрите Кирилле (Павлове)

.

20 февраля окончился земной путь удивительного человека, архимандрита Кирилла (Павлова) – старца, известного, без преувеличения, каждому верующему во всех уголках нашего бескрайнего Отечества и даже за его пределами. В интервью телеканалу «Царьград» митрополит Рязанский и Михайловский Марк поделился воспоминаниями об отце Кирилле,  рассказал, каким человеком он был при жизни.

Расскажите, чем отличался старец Кирилл от всех остальных деятелей Русской Православной Церкви?

Архимандрит Кирилл Павлов был одним из духовных богатырей, которые, наверное, уже завершили свою историческую миссию. Тех богатырей, которые были закалены суровыми условиями советского времени. Тюрьмами, концлагерями и так далее.

Это был человек духовно закаленный, духовно сильный и вместе с тем очень добрый человек. Очень внимательный, который всегда спрашивал того человека, который к нему приходил, спрашивал, каково его мнение. И он никогда ничего не навязывал человеку. Он спрашивал, был очень деликатным, любвеобильным, терпеливым, снисходительным. Он производил ощущение всепоглощающей любви, его теплая улыбка, его любовь, которая распространялась не только на его духовных чад, но и на всех тех людей, с которыми он общался. Это было его отличительное качество.

Он обычно никогда не говорил "нет". Когда к нему приходили, и он говорил "не знаю" - это означало "нет". Человек, слово которого было сопряжено с духовным зрением, человек прозорливый, безусловно. И символично, что он ушел практически в праздник Сретения - это праздник, когда мы вспоминаем праведного Симеона, который прожил много-много лет и, наконец, Господь отпустил его, и он покинул это мир, произнеся слова молитвы "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко", и вот в отдании этого праздника почил старец Кирилл. Удивительный человек, настоящий духовный богатырь и вместе с тем человек удивительной любви к людям.

Разогревал свой дар

Сейчас часто говорят, что он был и провидцем, и случались необъяснимые чудеса. Человек только начинал рассказывать о чем-то, а он уже знал проблему…

– Каждый священник несет служение харизматическое или благодатное, поскольку каждый служитель получает от Бога благодать, особую благодать. Но каждый человек эту благодать, этот дар духовный, может либо развить, либо обесценить, затоптать, предать забвению. Вот архимандрит Кирилл был человеком, который всячески свой это дар разогревал, сам соприкасался с людьми. И сам могу сказать, что он действительно видел многие вещи…Отец Кирилл с духовными чадами, 1993 год

Были случаи - мне рассказывала одна его духовная дочерь, что как-то сдавала она экзамены в институте, приходит к нему с большой книжкой. Батюшка взял книжку эту, учебник, пролистал его - сначала открыл его в одном месте, потом в другом месте, потом в третьем месте. А она видела, на каких страницах батюшка открывал эту книжку, это большой учебник. И там, где батюшка открывал, она особенным образом подготовилась. И каково было ее удивление, когда, придя на экзамен, она вытянула билет, где были материалы, которые были открыты батюшкой отцом Кириллом!

Атмосфера внимания, заботы, любви

И еще много-много случаев можно приводить. Я думаю, что каждый человек, который общался с отцом Кириллом, может привести несколько таких случаев.

Поэтому я думаю, что об этом еще будут говорить, будут писать, будут рассказывать. Много удивительного, но вот такие случаи прозорливости свойственны, может быть, многим людям - священникам, духовным людям…  Это атмосфера внимания, заботы, любви, которая была ему свойственна, и всякий человек, который приходил и каялся, исповедовался в его присутствии, перед ним, чувствовал, как милостив Бог, что Бог есть любовь. И в его присутствии хотелось ему открывать свою душу, потому что в ощущении того, что этот человек, который действительно любит всех остальных, и жизнь, и сердце которого находится в Боге.

Что лично для Вас означала встреча с архимандритом Кириллом. В первый раз, когда Вы его увидели, пообщались, что Вы почувствовали?

 Вы знаете, я много слышал о нем и до того как начал с ним общаться, но помню как первый раз его видел. Тогда было богослужение, он служил. А потом уже он увидел меня и благословил на принятие монашества, и исповедал меня перед принятием священного сана. И я потом, конечно, не так часто, но какое-то время у него исповедовался. А последний раз уже говорил с ним еще до его серьезной болезни, когда он лечился в санатории.

Удивительный человек, и человек, я бы сказал, настолько прозрачный, как кристалл чистый, как капля воды. Настолько чистый, настолько духовный человек, который посвятил себя, всю свою жизнь Богу и любви.

Когда жил отец Кирилл, для того, чтобы связать свою жизнь с Церковью, нужно было решиться на многое

 Вы сейчас сказали, что духовные богатыри завершили историческую миссию. Какая историческая миссия у них, и какая миссия была у Кирилла?

– Те люди, которые прошли трудные времена, ссылки, лагеря, просто пренебрежительное отношение в советское время к священникам, к монахам, как к людям другого сорта, это время прошло. Потому что тогда связать свою жизнь с Богом, с Церковью решались только самые мужественные.

Сейчас, может быть, молодой человек, выбирая жизнь в Церкви, не думает о трудностях, потому что нет таких трудностей, таких препятствий, которые были раньше. Но раньше, когда жил отец Кирилл, для того, чтобы связать свою жизнь с Церковью, нужно было решиться на очень многое. Это фактически означало пренебрежительное мнение общества, лишение в каких-то правах, насмешки.

Поэтому это были действительно люди мужественные, люди закаленные, люди, которых у нас сейчас почти не осталось. И как-то вспоминаю рассказ одного ныне еще живущего престарелого архиерея, который говорил, что после войны в Лавре было очень много священников, каждый из которых мог бы быть духовником - очень сильное духовные люди с таким глубоким духовным опытом.

Что помогло им стать богатырями? Тот трудный духовный опыт, через который они прошли. Конечно, испытания, гонения, это тяжелое событие, это трагедия нашей страны, но вместе с тем эти испытания закалили наших людей и сделали из них богатырей духа.

Он был не только духовником Патриархов - он был отцом для всех

 Архимандрит Кирилл был духовником трех наших Патриархов. Это очень почетная и важная миссия. С какими людьми он общался?

– Отец Кирилл был очень простым человеком, общался со всеми. Конечно, люди вспоминают сейчас о его взаимоотношениях, о его духовничестве по отношению к Патриархам - на самом деле он был отцом для всех. Для многих епископов он стал тем человеком, который помог, поддержал и дал им дорогу в Церкви. Он многих наставлял, утешал, вразумлял, был отцом-исповедником для всей братии Лавры.

Архимандрит Кирилл (Павлов) с Патриархом Алексием II. Фото Православие.ру

Я думаю, что очень много архиереев считает его своим духовным отцом, и он таковым был для них. Затем он принимал не только братию Лавры, архиереев, но принимал, конечно, и простой народ. И у него была такая каморочка, где он просто принимал людей, которые приходили к нему для того, чтобы поговорить, облегчить свою душу, просить совета. То есть все то, что было свойственно изначально старцам, настоящим старцам подвижникам, преподобному Серафиму Саровскому, Амвросию Оптинскому и многим другим подвижникам, светильникам нашей земли.

 Как Вы считаете, помимо архимандрита Кирилла у нас сейчас еще остаются такие же сильные духовные богатыри?

– Конечно, такие богатыри есть, это особая сфера. И когда говорим о людях, особенно о монахах, всегда есть тема скромности. Потому что никогда духовные люди себя духовными не называют.

Как-то к отцу Кириллу подошли, обратились, спросили - а есть ли в Лавре старцы? Он ответил - старики есть, старцев не знаю. Притом, что он сам в полном смысле слова старец. Духовный, духоносный человек - вот он как отвечал. И эти слова его о том, что он старцев в Лавре не знает, он имел в виду, прежде всего, по отношению к себе. То есть он себя считал простым, обычным человеком, спасающимся грешником, но для всех остальных - для мира, для братии, он был и остается живым примером, светильником, наставником, настоящим живым человеком.

Наверное, это очень сложно, когда  в народе все знают как старца, который может всё знать, а самому не возгордиться и оставаться простым человеком.

– Вы знаете, прозорливость не означает провидение. И люди прозорливые видят, может быть, не все, а видят то, что Господь им открывает. И этот дар, который человеку дается в каких-то случаях, а может быть и отнимается, это не означает, что человек в буквальном смысле видит всё, всю подноготную. А видит то, что открывает Господь.

И вместе с тем, благодаря и этому в том числе, человек видит свою немощь, понимает, что он все равно земной человек, человек, которому свойственно ошибаться, в том числе грешить. Конечно, психология людей святых немножко другая, чем психология людей обычных, земных приземленных. Чем ближе человек приходит к Богу, тем больше он видит свои недостоинства.

Представьте себе, на белой материи каждое пятнышко видно. С другой стороны черная ткань - на ней и большие грязные, черные следы остаются незамеченными. Вот грязная черная материя - это наши души, черные от грехов, от неправильного поведения. А души людей святых - это белая материя, на которой всяческая пылинка, даже, может быть, небольшое пятнышко становится заметным. Так вот и люди святые, чем ближе они приближались к Богу, чем больше они очищались, тем больше чувствовали свое недостоинство, при виде своих не столько дел, сколько помыслов. Отец Кирилл был человеком, несмотря даже на свою смиренность. И он был настоящим аскетом и смиренным человеком.

Он не столько болел сам, сколько страдал за страдающее человечество

 А вот болезнь его как-то изменила морально, истощила его духовные и моральные силы или…

– Болезнь святого человека очищает, и если человек правильно относится к болезни, воспринимает болезнь правильно, как Божие посещение, то болезнь просто очищает человека и служит к искуплению его грехов. И мы верим, что та болезнь, которая была послана отцу Кириллу для его очищения, для того, чтобы он, который назидал ближних своих, был для них отцом, чтобы он тоже претерпел еще меру страданий за всех. Для того, чтобы очиститься и освятиться.

Знаете, отец Кирилл был человеком, который не мог воспринимать беды людей, страдания людей равнодушно. Он говорил - подключайте сердце. Он всегда всё воспринимал через сердце свое. И, конечно, эта болезнь, которая его настигла, я ее воспринимаю именно так, как продолжение болезни за весь страдающий мир. То есть его сердце, которое воспринимало всю боль окружающих, всю боль страдающих людей, которые приходили к нему для утешения, оно и вызвало эту болезнь. Поэтому он не столько болел сам, сколько страдал за страдающее человечество, за всех людей, которые приходили, искали и просили у него утешения.

А еще есть слухи о том, что проходили и наши руководители, важные люди из правительства. Когда отец Кирилл их принимал, получается, говорил не только о личных проблемах, но и о делах государственных, народных?

– Я думаю, что отец Кирилл со многими встречался, как в Лавре, так и потом в Переделкино, когда жил там во времена патриаршества покойного Алексия Второго. Потому что многие люди считали за честь получить у него благословение и, конечно, вполне возможно, что темы разговоров были разные. Но я не могу говорить о содержании, потому что не знаю. Всякий разговор - даже не столько исповедь, разговор тоже является внутренней тайной, тайной между людьми. Люди, приходя к человеку духоносному, ищут поддержки, утешения и, конечно же, они ее получали, эту помощь. Но о содержании говорить мы не можем, потому что мы не знаем.

После продолжительной болезни отец Кирилл сказал, что каждый должен заниматься своим делом. Как Вы считаете, к чему это он относил и к кому он обращался?

– Ко всем, и к самому себе в первую очередь. Потому что человек духовный говорит от своего опыта и, говоря какие-то слова назидания, он говорит их не столько для того, чтобы научить других, но говорит их, в том числе и в первую очередь, для себя. Потому что проповедь монаха и вообще слова духовного пастыря - это слова, обращенные не только абстрактно к другим людям, это слова, обращенные и к другим тоже.

Поэтому это слова как к себе, так и в отношении человека - каждый должен заниматься своим делом. И в этом смысле они являются продолжением тех евангельских слов, которые говорил Спаситель к тем людям, которые к нему приходили. Воинам он говорил - не обижайте других людей, торговцам - не обманывайте, поэтому научение в евангельском духе.Погребение архимандрита Кирилла (Павлова). Фото Троице-Сергиевой Лавры

 А свое дело - это дело, которое послано свыше или… Как понять, что есть своё?

– Свое дело - это то, чем человек занимается, чему он посвящает свою жизнь в зависимости от ситуации. Трудится человек в монастыре - он должен заниматься этим старательно, молиться Богу, действительно молиться за себя, о своих грехах и молиться за весь мир. Живёт человек в семье - он должен отдавать себя семье, трудиться искренне, верно, без каких-либо мыслей о том, чтобы дезертировать из этой ситуации в семье. Занимается человек каким-нибудь служением, например, военной службой или чем-нибудь другим, он тоже должен делать свое дело правильно, честно, ответственно. Вот так нужно понимать эти слова. Они касаются как личной жизни человека, так и того служения, которое он несет в обществе.

Могут ли появиться другие старцы, уже выросшие в другое время, не закаленные ни войной, ни другими страданиями, но с такой же духовной силой и с такой же мощной молитвой? Сейчас среди нас? Могут ли появиться, или все-таки такие люди появляются в переломное время?

 – Господь посылает светильников по мере необходимости для людей. И во всякое время есть подвижники и светильники, которые помогают - история нашей Церкви, история нашей святости имеет множество примеров монахов, подвижников, которые утешают людей, помогали людям. И я верю, что Господь по Своей милости послал нам не только таких светильников, как отец Кирилл, но и в будущем наша Церковь не оскудеет такими светильниками. Поскольку Господь сказал, что - "созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее".

По материалам сайта tsargrad.tv