Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя

.

Слово митрополита Марка 29 марта в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве:

— Каждый из нас, дорогие братья и сестры, вступая на поприще Святой Великой Четыредесятницы, многократно слышал о том, что такое Великий пост. Мы слышали о том, что пост – это время покаяния, время очищения, время, когда мы пытаемся сбросить с себя ветхого человека, время, когда мы пытаемся обновиться.

И вот наступает эта Священная пора, мы начинаем поститься, особенно в первую седмицу. Стараемся чаще бывать в храмах, слушаем вдохновенные и трогательные слова молитв. Нам кажется, что мы медленно, робко, но все-таки твердо встаем на путь исправления, на путь покаяния.

Усиливается это чувство после того, как мы приступаем к Таинству покаяния, исповедуемся и вкушаем Святых Христовым Таин. И нам кажется, что дело нашего покаяния налаживается, что мы постепенно оставляем путь греха и начинаем жить новой святой, или близкой к тому, жизнью.

Однако проходит время, и искушения, большие и малые, снова сбивают нас с пути, и мы вновь оказываемся легкой добычей темных сил. При этом выясняется, что критерий, по которому мы судили о своем положении, в действительности ложный, пристрастный, по сути, является самообманом. Если же судить о себе по реальным, строгим критериям, то мы, получается, и не начинали покаянного подвига. Мы еще и не приступали к нему.

Сегодня мы слушали умилительные стихиры на богослужении вечерни, которые заканчивались призывом: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». Авторы этих дивных песнопений приводили разные сравнения. Сравнивали нас и с блудными сыновьями, и с впавшими в разбойники, и со многими библейскими персонажами.

И мы, слушая вдохновенные стихиры, понимали, что все это написано о каждом из нас. И иллюзия душевного покоя, которая возникла у нас после первых седмиц, исчезла. Мы почувствовали, как ничтожны перед Лицом нашего Создателя, как слабы, как непостоянны. И лишь одно можем мы сделать – вновь воззвать к Спасителю.

Мы часто постимся или пытаемся поститься своими силами. Думаем, что у нас получается. Но реальность вновь и вновь показывает нам нашу слабость. И лишь один вздох, лишь одно стенание, лишь одна молитва вырывается из наших уст: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».