О том, для чего и для кого живет человек

.

Слово митрополита Марка после Божественной литургии в Покровском храме села Лещенка.

Для чего живет на свете человек? На этот вопрос можем услышать разные ответы, но самый популярный – что человек живет, чтобы быть счастливым. Но можно задать другой вопрос – а для кого живет на свете человек? И в этом случае мы тоже можем услышать разные ответы. Кто-то скажет – для своих близких, семьи, Отечества. Но если каждый из нас посмотрит на мотивацию своих поступков, то большинству придется признать, что применительно к современному человеку все-таки правильнее и честнее сказать, что он пытается жить для себя и только для себя. Люди стремятся все в жизни выбрать. Они выбирают то место служения, работу или вид занятий, которые наиболее им подходят, являются самыми приятными и выгодными. А от проблем других людей, напрямую их не затрагивающих, люди стараются отстраняться. Словом, живут всецело или почти исключительно для себя. Конечно, есть исключения, мы видим их и среди нас, когда люди живут для ближних. А для кого живет верующий человек?

В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали слова апостола Павла из Послания к римлянам о том, что все мы живем для Господа, умираем для Господа. Но что это значит – жить для Господа? Ведь человек живет в этом мире, и, по слову апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Бога никто не видел никогда.

Бог невидим. И как же мы можем жить для Него? Ходить в храм, ставить свечки и только? Это может показаться анахронизмом в наши дни, и справедливым может показаться вывод современного человека, который, не видя Бога, руководствуясь своими представлениями, решает жить для себя, потому что он, слыша о Боге, не видит Его.

Однако никакого противоречия здесь нет! Мы помним евангельские слова Христа о том, что если вы сделали что-то хорошее и доброе, посетили болящего, накормили голодного, напоили жаждущего, посетили заключенного в узах, то вы сотворили милость самому Христу.

Значит, слова апостола Павла о том, что мы живем для Господа, приобретают новое и вполне конкретное звучание. Когда мы начинаем жить для других, угождаем другим, творим милостыню, показываем любовь, сострадание, милосердие, мы тем самым показываем милосердие и сострадание самому Господу и, получается, живем именно так, как говорит апостол Павел – для Господа! Но точно ли соответствуют современным христианам слова апостола? Можем ли мы утверждать, что все живем для Господа? К сожалению, нет. Болезнь современного человека – индивидуализм, стремление к земным удовольствиям, земным страстям, прихотям и похотям. И эта болезнь затрагивает и христиан. Мы тоже ею заражаемся и начинаем жить для себя, забывая, что нужно жить для Господа. И напротив, живя для Господа, мы тем самым начинаем жить для своих ближних, имея целью их благо.

Это ключевые слова, имеющие важнейшее значение для определения цели всей нашей жизни. Мы очень часто живем по привычке, в силу традиции или обычаев наших ближних, окружения. По привычке ходим в храм и даже принимаем участие в Таинствах. Но живем ли мы для Господа? Это вопросы мы должны себе задавать постоянно, каждый день и каждый час. Чему служат наши поступки, ради кого мы делаем те или иные дела? Ради нашей бренной плоти, от которой ничего не станется через 30, 50, 100 или 200 лет? Или для Господа, и тогда наши дела останутся в вечности и будут тем благом, добром, которое способно избавить нас от недоброй участи…

Дай нам Бог почаще вспоминать эти слова, думать о том, как жили древние христиане и как живем мы, и стараться постоянно думать о том, для кого мы живем. И не только думать, но и действительно жить не для себя, подобно сынам века сего, но жить для Господа и в лице Его – для каждого нашего ближнего.

17 августа 2019 года