О свободе и духовных ориентирах

.

Слово митрополита Марка в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого.

Праздники нашей Православной Церкви не вполне соответствуют библейской реальности истории. Они выходят за рамки того Закона, в обстановке которого жили пророки, апостолы и сам Господь наш Иисус Христос.

Если мы посмотрим на события Нового Завета, то увидим, что жизнь Христа проходила в обстановке законничества. Господь постоянно пытался поправлять Своих современников в том, как нужно понимать Закон, ветхозаветные установления. Существовало немало столкновений у Господа с книжниками, фарисеями, пытавшимися Его уловить.

Закон… Господь говорит о нем, что он истолковывается и воспринимается неправильно. Однако в еще большей степени мы можем почувствовать дыхание этого Ветхого Закона, читая книги Ветхого Завета. Закон, как говорит апостол Павел, был наставником, детоводителем, пестуном ко Христу, педагогом, который был призван привести народ Божий к Учителю – Иисусу Христу. Однако сами люди Ветхого Завета были несвободны. Они настолько привыкли к этому духу законничества, что не могли и помыслить себе что-либо вне рамок этого закона. Господь приходит, во-первых, для того, чтобы исполнить Закон. Исполнить – это значит выполнить, совершить на Себе все то, что закон предписывал, и в числе этих предписаний Господь выполняет даже те вещи, которые Он не имел нужды совершать, в том числе обряд обрезания, память о котором сегодня совершается в Церкви. Сегодня великий праздник, посвященный этому событию, которое мы воспринимаем, с одной стороны, как знак святости Закона, его исполнения, и, с другой стороны, как знак самоуничижения и самоумаления Иисуса Христа.

Как говорят песнопения праздника Рождества Христова – Христос, обнищав, вочеловечился. То есть вочеловечение связано с многочисленными лишениями. Но Господь, исполнив Закон, сделал его ненужным, необязательным, излишним. И с тех пор большинство установлений, существовавших в период Ветхого Завета, не действуют в реалиях нашей Новозаветной Церкви. Где Дух Господень – там свобода, говорит апостол, и, тем не менее, установление правила – это то, что все-таки необходимо человеку. Если у человека нет никаких правил, установлений, то ему очень легко впасть в состояние духовного расслабления. И, значит, – начать деградировать .

Сегодня Святая Церковь отмечет также память святителя Василия Великого, который был великим иерархом, прекрасным богословом, сражавшимся за чистоту православия. И вместе с тем, он был одним из первых монахов, человеком, который не только подвизался и стремился к аскетическому образу жизни, но еще и положил начало многим монашеским установлениям. Он писал монастырские уставы, которые потом послужили основанием для многих пустынножителей как на Востоке, так и на Западе.

И нам, дорогие братья и сестры, важно не забывать правил. Действительно, христианство и православие – есть религия свободы, по сравнению с Ветхим Заветом. Но наша эта религия не должна являть безудержную, абсолютную свободу. Ведь единственная свобода, которая не требует каких-либо ограничений, это избавление от уз греха, а вся остальная наша свобода нуждается в подпорках – нормах, правилах, дисциплине.

Дай Бог, чтобы мы, дорогие братья и сестры, в реалиях нашей Церкви Новозаветной не забывали бы о духовных ориентирах, вдохновлялись бы наследием святых отцов, правилами их жизни. Это и есть та путеводная нить, которая поможет нам не сбиться с дороги в период бурь, духовных и невзгод. Дай Бог нам следовать этим проторенным путем, дорогой святых отцов, чтобы наследовать жизнь вечную со всем благоугодившими Богу.