Каждый может узнать себя в образе из притчи

.

Наставление митрополита Марка в Неделю о блудном сыне.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы в очередной раз слышали трогательную евангельскую притчу о блудном сыне. На эту тему существует много художественных произведений, картин… Но всякий раз, слыша эту притчу, мы вспоминаем, что это о нас с вами – о каждом взрослом человеке, который, получив от Бога множество даров, начал их безумно расточать.

Все мы блудные сыновья и блудные дочери нашего Небесного Отца. Приходя к покаянию, мы терзаемся вопросом – а простит ли нас Господь? И в чем гарантия этого прощения?..

Одни стремятся постоянно повторять, исповедовать одни и те же грехи, другие порой стремятся исповедоваться за всю жизнь, третьи уповают на то, что однажды придут к какому-то определенному священнику, который проведет исповедь как-то особо.

Так или иначе вопрос о том, простит ли нас Господь, наверное, возникает почти у каждого человека, приходящего в храм Божий. Ведь кто без греха? Нет ни одного!

Притча о блудном сыне дает нам ответ на вопрос о мере прощения наших прегрешений нашим Богом и Отцом. В славянском тексте говорится о том, что отец повелел дать первую одежду своему сыну. Правда, в русском тексте значение несколько другое: в нем говорится о том, что отец повелел дать лучшую одежду вернувшемуся блудному сыну. Так что же это означит – лучшая или первая одежда? Какой смысл заключается  этих словах?

В греческом тексте стоит слово «первая». Отец повелел дать сыну первую одежду, и в этом есть свой особый смысл. Это говорит о том, что отец, несмотря на то, что сын его бросил, возвращает ему одежду, которую тот носил до своего отшествия в страну далече.

Хотя сам по себе факт требования сыном у отца при его жизни доли достояния говорит о том, что сын уже не воспринимал своего отца как должно. Ведь что такое наследство, достояние? То, что люди получают после кончины родителей или других близких. Так вот, потребовав от своего отца свою долю достояния, сын, таким образом, уже прежде смерти родителя похоронил его. И тем удивительнее представленная в притче любовь отца. Он все же повелел дать первую одежду сыну – это говорит о том, что Господь милосерден, и Его милосердие и щедроты не знают границ! Поистине, эту притчу можно было бы назвать не только притчей о блудном сыне, но, более всего, – притчей о беспредельном милосердии нашего Небесного Отца.

И та деталь, что отец повелел дать сыну первую одежду, говорит о том, что и наши грехи Отец прощает и простит, если мы искренно и твердо будем в них каяться.

Дай нам Господь, дорогие братья и сестры, вернувшись к небесному Отцу, быть твердыми и бесповоротными, и, вернувшись в Отчии объятия, не думать о стране далече, о грехах и страстях, которые манят нас и уводят от любящего Отца. Дай Бог нам, испытав радость и величие этих любвеобильных отцовских объятий, никогда не удаляться в страну далече!

Успенский собор Будапешта,

16 февраля 2020 года