Литургия в Христорождественском соборе. Годовщина Архиерейской хиротонии митрополита Марка

.

14 января Церковь чествует великий праздник – Обрезание Господне, а также чтит память святителя Василия Великого. Для Рязанской епархии эти два события дополняются еще одним – годовщиной архиерейской хиротонии архипастыря, митрополита Рязанского и Михайловского Марка. 18 лет назад в Храме Христа Спасителя в Москве он был хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии.

Владыка в праздничный день возглавил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе Рязани в сослужении духовенства епархии. Ключарь собора протоиерей Николай Сорокин после богослужения от лица священнослужителей и мирян поздравил владыку с годовщиной:

– Сегодня, в этот праздничный день, все мы, дорогой владыка, желаем Вам благодатной помощи Божией в Вашем нелегком архиерейском служении, молимся, чтобы Господь даровал Вам сил душевных и телесных, здравие, спасение, во всем благое поспешение.

В ответном слове архипастырь сердечно поблагодарил всех за молитвенное предстательство, за добрые слова и пожелания, любовь и терпение, а также за помощь в трудах и молитвах.

*   *   *

Наставление после литургии митрополит Марк посвятил теме смирения, величайший образец которого явил людям Сам Христос:

– Одна из главных заповедей, оставленных нам Спасителем – это заповедь о необходимости смирения. Неслучайно об этом Господь говорит в самом начале Своей проповеди на горе Блаженств: «Блаженные нищие духом». Господь не только Сам говорил о смирении, но и показывал пример. Праздник Рождества, который мы совсем недавно завершили, кроме радости, как раз являет образ это величайшего смирения Спасителя, который умалил Себя, став как один из нас.

В земной жизни Христа есть столько различных эпизодов, которые показывают это Его удивительное смирение... Некоторые из этих эпизодов евангелисты обходят своим вниманием в силу избирательного к ним подхода. Сейчас мы находимся в преддверии праздника Крещения Христа Спасителя, и это событие описано в большинстве Евангелий: от Матфея, Марка, Луки… А евангелист Иоанн вообще не упоминает о Крещении! Вместе с тем он, как и другие евангелисты, рассказывает о проповеди Иоанна Крестителя. Но как же можно говорить о нем и не сказать о Крещении Спасителя?

Дело в том, что евангелист Иоанн говорит о Предтече как о свидетеле Христовом. Задача и миссия Предтечи, согласно Евангелию от Иоанна, состояла не в том, чтобы крестить Христа, а чтобы представить Его Израилю. Учение о Христе в Евангелии от Иоанна настолько высокое, что евангелист Иоанн, возлюбленный ученик Христа, не считает нужным и важным даже упомянуть о том, что Христос был крещен. Мы помним, как при Крещении Иоанн возбранял Христу и говорил – «Мне нужно креститься от Тебя». Но Господь ответил: «Надлежит нам исполнить всякую правду». И вот эта правда Божия, о которой говорил Христос, простиралась и на другие деяния и события жизни Господа.

Сегодня Церковь отмечает Его Обрезание. Такое событие в жизни каждого древнего еврея было связано с обрядом и наречением имени. И Христос получает Свое имя – Иисус, что означает «Бог спасает». Евангелисты практически обходят это событие молчанием, и лишь апостол Лука, историк, который описывает все по порядку, как он сам указывает в начале своего Евангелия, кратко упоминает об этом событии. Господь получает в обрезании имя, указывающее на Его спасительную миссию, что через Него, Сына Божия, живой Бог Иегова спасает не только Свой народ, но и весь народ земли, всех, кто хочет этого спасения.

Сегодня мы прославляем Спасителя, прежде всего, за Его неизреченное смирение, которое выразилось в воплощении Сына Божия и в многочисленных событиях Его земной жизни, о которых даже не упоминает Евангелие. Спаситель, пришедший, чтобы взыскать весь человеческий род, показывает нам пример смирения. Дай Бог и нам всем, дорогие братья и сестры, вдохновляться этим идеалом, высочайшим образцом смирения, потому что только так, в смирении, можно исполнить то послушание, которое Христос дает каждому из нас, исполнить свою миссию в этом мире, войти в Царство Небесное узкими вратами.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"