Архиерейское богослужение в Неделю Крестопоклонную Великого поста

.

Каждая Неделя Великого поста посвящена воспоминанию определенных событий, образов или святых. Воскресный день 3-й седмицы посвящен поклонению Честному и Животворящему Кресту Господню. В этом году в Крестопоклонную Неделю, пришедшуюся на 27 марта, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил литургию святителя Василия Великого в нижней церкви строящегося храмового комплекса в честь святителя Василия, покровителя Рязанской земли. В этом приходе, расположенном в густонаселенном районе города – Дашково-Песочне, прихожан всегда много. Но особенно верующие стараются почтить церковные торжества, связанные с Крестом Господним.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Святитель Василий Рязанский — угодник Божий, чьими молитвами во многом живет Рязанская земля, и один из самых известных и значимых людей в истории края. Однако Дома Божия, посвященного ему, где каждый рязанец смог бы особо помолиться покровителю нашей земли, в городе не было. Несколько лет назад верующие большого спального района сами изъявили желание построить новую церковь и посвятить её именно этому святому. Новый храм с каждым днем приобретает завершенные черты. Уже ведутся отделочные работы. По проекту эта церковь станет главным украшением всего храмового комплекса, где уже действуют два храма: в честь иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша» и Воздвижения Креста Господня. Основные богослужения проходят во втором, но места в нем в праздничные и воскресные дни для верующих всегда мало. Именно по этой причине архиерейское богослужение впервые совершалось в новом здании, а точнее — в нижней церкви, которую в будущем планируется посвятить Муромской иконе Богородицы, с которой связано и житие святителя Василия Рязанского.

О Кресте, поклонению которому посвящен Воскресный день в середине великопостного времени, митрополит Марк говорил в наставлении после богослужения:

— Крест — это то, что глубоко связано самой сутью христовой веры. Вместе с тем крест был некогда страшным орудием казни, пришедшим с Востока и ставшим популярным в Римской империи, поскольку позволял мучительно умерщвлять человека. На кресте казнили людей, которые не имели прав, не были римскими гражданами, на крестах распинали рабов и иноплеменников. На кресте был распят наш Господь. Почему же на кресте? Это — Божественная тайна. Господь принял самую мучительную и самую позорную смерть, которая существовала в мире в то время.

В Евангелии мы слышим пророчество Христа, говорящего о том, что Он будет вознесен от земли, то есть распят. И Господь действительно возносится от земли на Крест, чтобы дать жизнь миру, погрязшему в грехах. Прообразом этого вознесения Спасителя был медный змей, который спасал евреев, укушенных змеями во время путешествия в пустыне. Евреи, выйдя из Египта, страны рабства, постоянно роптали на Моисея и, в конечном счете, на Бога. И вот Господь послал им наказание в виде змей, жаливших израильтян. Но те из ужаленных, кто взирал на медного змея, оставался жив. Это было, конечно же, явным противоречием заповеди о недопустимости никакого образа, которому можно было поклоняться. И этот образ змея можно воспринимать только как прообраз распятого на Древе Христа Спасителя.
Христос распинается на Кресте и изливает свою драгоценную Кровь. Все, что касается Крови Спасителя, описывается подробно в Новом Завете, в Евангелиях на этом делается акцент. Это происходит неслучайно. Дело в том, что Новый Завет был заключен кровью Спасителя. Если мы посмотрим на историю первого Завета, то увидим, что после оглашения Моисеем перед древними евреями Божественных заповедей в условие заключения этого союза весь народ обещал хранить эти заповеди, и тогда Моисей окропил народ кровью жертвенного животного.

Господь приходит на землю Сам и Своей Кровью скрепляет вечный завет между Богом и падшим человечеством. Отныне Кровь Христова омывает и очищает нас от всякого греха, но важно верить во Христа — это является самым главным делом жизни человека. Верить во Христа — значит быть причастным жизни. Жизнь человека часто уподобляется либо спортивным состязаниям, либо подвигу на поле брани. Какое же у нас есть оружие для победы? Нередко люди полагаются на интеллект, или физическую силу, или связи, или деньги... Но часто наступают обстоятельства, когда все это не имеет силы. Мы сильны Крестом Христовым. Неслучайно Константин Великий перед сражением со своими противниками увидел во сне изображение Креста и услышал голос — «Сим победиши».

И всякий христианин, дорогие братья и сестры, должен следовать такому же примеру. Это не только Константину было сказано, но и всем нам. Мы можем идти по жизни и побеждать только силою Честного и Животворящего Креста, потому что Крест Христов — это основа нашей жизни, залог существования мира, нашего очищения. И сегодня Церковь представляет нам образ Креста Христова, чтобы укрепить наши ослабевшие силы, чтобы вдохновить нас идти по жизни, преодолевать поприще Святой Великой Четыредесятницы с надеждой и верой в помощь Божию. И образ Креста призван вдохнуть в нас, уставших, новые силы, которые позволят нам достигнуть Страстей Господних и светлого Христова Воскресения.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"