Быть настоящим учеником Христа. Литургия Преждеосвященных Даров в Вознесенском храме Спасска

.

В пятницу седмицы 4-й Великого поста, 1 апреля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Вознесения Господня Спасска.

За богослужением в этот день звучал отрывок из книги Пророка Исайи. О сути пророческого служения и о том, почему слова пророков были обращены не только к современникам, митрополит Марк говорил в наставлении после Литургии:

– В Священном Писании, дорогие братья и сестры, мы часто встречаем слово «пророк». Для нас пророк – это, прежде всего, человек, прорекающий Божию правду. В обыденном сознании пророк – это тот, кто предсказывает будущее. И нередко можно услышать в ответ на предложение рассказать о том, как будут развиваться события, слова «я не пророк». Но на самом деле значение пророков Ветхого Завета состояло не только и не столько в том, чтобы говорить о будущем, сколько в том, чтобы говорить о настоящем, обличать неправду, говорить о нарушении Божьего закона. Пророки обличали древних евреев, причем бичевали их сильными, даже страшными словами.

Вот и сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали на богослужении пророческие слова – «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня». Такие слова пророка Исайи мы слышали сегодня на богослужении. Они были сказаны в обличение участникам Завета, не язычникам, а древним евреям, с которыми Господь в древности заключил союз, обещая Свое покровительство. Они хранили в человечестве веру в истинного Бога, однако Господь обращает к ним через пророка столь сильные и жесткие слова обличения.

Почему же пророк так сильно их обличает? Да потому что Богооткровенная религия Ветхого Завета стала восприниматься исключительно внешним образом. Люди в первую очередь думали о себе, а Богу формальным образом приносили жертвы, совершали молитвы и считали, что этого достаточно. Хотя, конечно, жизнь ветхого человека была связана с огромным количеством заповедей, которые нужно было исполнять, и потому многие люди, действительно, жили Богом, несмотря на то что понимали свой долг перед Ним формально.

Итак, пророк столь жестко обращается к древним евреям за их формализм и холодное сердце. Конечно, когда мы говорим о сердце, имеется в виду не физический орган, дающий нам жизнь, перекачивающий кровь, которая, циркулируя, сохраняет жизнь в нашем бренном теле. Речь идет о сердце как о духовном понятии, как о центре мысли и принятия важных решений, эмоциональном центре.

Для чего Церковь предлагает нам Великим постом пророческие чтения? Только лишь чтобы познакомить нас с пророческими книгами и показать, как евреи формально понимали свой долг по отношению к Богу? Конечно, нет! Эти слова пророка обращены и к нам, дорогие братья и сестры, ведь мы тоже страдаем формализмом.

Всмотримся в себя, в свое сердце. А есть ли там Бог, желание жить по Богу? Очень часто наше благочестие ограничивается формальными рамками – прийти в храм, поставить свечку, поцеловать икону, перекреститься. И нередко мы считаем, что всем этим наш христианский долг исчерпывается.

Но ритуал, обряд – это лишь внешняя «одежда». И как одежда не составляет сущности человека, так и обряд является всего лишь одеждой, за которой должна скрываться живая душа. Но если мы относимся ко всему формально, если для нас понятие «прийти в храм, поставить свечку, отстоять службу» - это и есть религия и наша вера, то горе нам, потому что и о нас тогда сказаны те слова – «сердце их далеко отстоит от Бога».

Это не просто история, Божественное Откровение, которые было дано когда-то для древних евреев, эти слова сказаны и для нас. Где же наше сердце, есть ли в нем Бог, или только внешние обряды?

Великий пост – самое время задуматься об этом и постараться приблизить свое сердце к Богу, наполнить его Богом, потому что только так можно стать настоящим последователем Христа.

Господь говорит в Евангелии – «если пребудете в Моем слове, то вы – воистину Мои ученики». А что такое «пребывать в слове»? Греческое понятие «логос» обозначает не только слово, но и учение, то есть Господь говорит, что ученик должен постоянно пребывать в Его учении. И если мы будем постоянно в нем пребывать в учении Христа, которое можно и нужно воспринимать только верой, тогда мы будем действительно Его учениками, и тогда наше сердце будет биться в унисон с Божественными заповедями.

*     *     *

В этот день благочинный Спасского северного округа протоиерей Константин Колесников за усердное многолетнее служение Святой Церкви к празднику Пасхи был удостоен права служения с отверстыми Царскими вратами по Херувимскую песню.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"