Великий четверг. Литургия в Христорождественском соборе Рязани

.

Великий четверг – особый день, посвященный воспоминанию о Тайной Вечере. Это была последняя трапеза Христа с учениками, во время которой Он установил Таинство Евхаристии. И поэтому в Великий четверг верующие стараются прийти в храм на богослужение и причаститься Святых Христовых Тайн. В 2022 году в этот день, 21 апреля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани. По окончании богослужения владыка обратился к верующим с наставлением, посвященным смыслу событий, вспоминаемых в Великий четверг:

– Содержанием сегодняшнего богослужения, дорогие братья и сестры, является последний ужин Христа Спасителя со Своими учениками. В нашей православной традиции он называется еще Тайной вечерей, поскольку все происходило в условиях соблюдения тайны – иначе Иуда-предатель, скорее всего, привел бы туда слуг первосвященников, и вечеря могла бы не состояться.

Господь и раньше говорил, что хотел бы прежде Своих стараний вкусить последний раз пасхальную трапезу со Своими спутниками. Евангелисты повествуют о том, как это произошло. Они опускают все детали, касающиеся ветхозаветной Пасхи, и говорят нам о том, что последовало далее: Господь сделал что-то необычное для учеников. Он взял хлеб, причем не тот пресный, который иудеи использовали при совершении пасхальной трапезы, но полноценный квасной хлеб, и сказал: «Возьмите, ешьте, это Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». Спаситель разломил этот хлеб и подал Своим ученикам. Для мало что понимающих учеников это действие было исполнено важного смысла. Христос еще раз показывает им, что вскоре Он отдаст за них и за всех людей земли Свою жизнь, отдаст на мучение Свое тело. Господь взял также и чашу с вином. Вино использовалось в пасхальной еврейской трапезе в качестве чаши, над которой говорили благословение. Но Христос сказал ученикам нечто другое – «Возьмите, пейте, эта Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов».

В рассказах евангелистов на словах Спасителя о Крови сделан акцент, и вот почему. Кровь имела особое значение при заключении первого Завета Бога с Его народом. После того как Моисей спустился с горы Синай и прочитал содержание Божиих заповедей людям, народ поклялся исполнять повеление Божие, и в качестве свидетельства заключения Завета Моисей окропил всех людей жертвенной кровью животного. Таким образом кровь животных кровь имела особое значение в истории Ветхого Завета.

Мы знаем, как приносились жертвы в ветхозаветном храме. Тысячи животных, особенно в канун праздника Пасхи, приносились в жертву, так что священники ходили по щиколотку в крови. А Господь говорит, что кровь, которая скрепит Новый Завет Бога с Его народом – кровь не животных, но Единородного Сына Божия Божьего, Посланника и Мессии Иисуса Христа. И эта кровь очищает нас от всякого греха.

Иногда в нашем народе Великий Четверг называют Чистым. Люди начинают «от ветра главы своея» устанавливать обычаи и традиции, говорить о необходимости в этот день помыться перед праздником. Господь, конечно, говорит совсем о другом. Да, Христос омыл в этот день ноги Своим ученикам, об этом повествует евангелист Иоанн. Но Господь омыл ноги ученикам, дав им образ смирения, показав, как нужно относиться друг к другу. Все это было вместе с преподанием новой заповеди о любви. Христос сказал – «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга».

Когда же при омовении Христом ног ученикам Петр попытался отказаться, Господь возбранил ему, и, впрочем, сказал – «вы чисты, но не все» (имея в виду Иуду). Каким же образом Господь очищает нас? Первое очищение, о котором упоминается в Евангелии – это очищение словом. Господь говорит: «вы же чисты через слово, которое Я вам сказал». Он уже очистил учеников Своим благовестием. Самое главное очищение, предстоявшее и свершившееся вскоре – очищение всего человечества кровью Богочеловека. Никакие усилия самого человека не в состоянии никого очистить. Кровь Христа, как говорит апостол, очищает нас от всякого греха. И Господь говорит об этом в преддверии Своих страданий.

Мы сегодня все причащались Святых Христовых Таин показывая свое единство со всеми последователями Спасителя. Евхаристия, Таинство Благодарения – величайшее Таинство, которое оставил нам Господь и которое дает нам возможность приобщения к Божественной жизни. И с другой стороны, – это Таинство, свидетельствующее о величайшей жертве, которую Господь принесет ради жизни всего мира.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"