Литургия в Неделю о Страшном Суде

.

Предпоследний воскресный день перед Великим постом посвящен теме Страшного суда. Верующие продолжают готовиться к строгим дням воздержания, и Церковь, подводя к этому времени своих чад, предлагает им вспомнить о том, что нелицеприятный суд Божий в конце времен ждет всех, и что Господь не только долготерпелив и многомилостив, но и праведный Судия. В этот воскресный день, 19 февраля в 2023 году, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова в Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

О том, как будет проходить Страшный Суд и чем будет руководствоваться Господь, разделяя людей по правую и левую сторону от Себя, владыка говорил в наставлении после богослужения:

– Сегодняшний воскресный день называется Неделей о Страшном Суде. И Евангелие, которое мы сегодня слышали, тоже посвящено этой важной теме. В нем повествуется о том, как в конце времен Господь соберет все народы, которые когда-либо существовали на земле, и разделит всех без исключения людей на две части: одних поставит справа от Себя, а других – слева.

Тем, которые будут находиться справа, Господь скажет – «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». И основанием для того, чтобы пригласить этих людей в Царство, Господь называет следующие причины – они накормили, напоили, одели, согрели, посетили Христа, когда Он находился в тяжелых обстоятельствах. Такая постановка вопроса, конечно, смутит праведников, и они спросят – Господи, когда мы видели Тебя в таком состоянии? А Господь скажет: то, что вы сделали для Моих меньших братьев, вы сделали для Меня.

А тем, кто будет стоять по левую сторону от Христа, Он скажет, что они оказались недостойными Божией милости, и пошлет их в вечный огонь на вечные мучения. А причина в том, что эти люди презрели Христа, когда Он жаждал, алкал, когда у Него не было одежды, когда Он был болен или был в темнице. И эти люди спросят – Господи, но когда мы видели Тебя в таком состоянии? А Христос им ответит – то, что вы не сделали для Моих меньших братьев, вы не сделали для Меня.

Потрясающий пример, который побуждает всех нас, дорогие братья и сестры, пользоваться возможностью в настоящей жизни делать добрые дела: кормить голодных, поить жаждущих, одевать нагих, посещать больных, помогать и посещать находящимся в темницах. Вместе с тем существует возможность ложного толкования этого образа. Со стороны людей неверующих и нецерковных можно услышать: ну и где же тут ваши молитвы, для чего ваши посты, ведь Господь будет судить не за это, не за исповедание веры, не за молитвы, не за Причащение, а только за дела милосердия, за то, что в обществе называется социальным служением. Нас могут упрекнуть, что мы уделяем недостаточно внимания социальной работе, а это – именно то, на что обращают внимание протестанты. Однако такое толкование является, безусловно, ложным. Господь в Евангелии говорит: кто будет веровать и креститься, тот будет спасен, а кто не будет веровать и кто не крестится – тот будет осужден. В Евангелии от Иоанна Христос вообще говорит о главном грехе человечества – неверии в Сына Божия. Причем это называется грехом в единственном числе, потому что это грех, которым страдает человечество.

И все слова, которые мы слышали в сегодняшнем Евангелии, на самом деле сказаны ученикам Господа, которые верят во Христа, кто крещен во имя Его и кто составляет Церковь Христову. Исповедь, Причастие, молитвы и посты – все это необходимо, чтобы очистить свою душу и делать добрые дела не по причине житейской гордости, а Христа ради. Не веруя во Христа, не принимая Его в свое сердце, мы обязательно будем делать добрые дела на каких-то других началах, по другим причинам и на других основаниях. И только человек, принимающий Христа в своем сердце, может поступать так, как учит Христос и как поступают праведники в этом образе.

В Евангелии от Иоанна есть еще более сильный образ. Евангелист Иоанн передает слова Христа, что верующий в Спасителя на суд не приходит вообще, а переходит из смерти в жизнь. Эти слова наполняют нас дерзновением и надеждой, но вместе с тем Господь требует от нас дел веры. Наша вера должна выражаться не просто в чувствах умиления, покаяния, сострадания, любви. Жизнь по вере – это не жизнь по чувствам, она измеряется и отражается в наших реальных делах, в том, о чем мы слышали в сегодняшнем Евангелии. Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, помнить об этом и, исповедуя веру во Христа и очищая свое сердце, являть свою веру в делах милосердия и любви.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"