Архиерейское богослужение в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

.

27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – событие, которое практически сразу же, запечатлевшись в истории, стало неотъемлемой частью череды христианских праздников. Произошло оно спустя примерно три столетия после того, как был распят и воскрес Спаситель. Промыслом Божиим Крест Господень был вновь обретен стараниями равноапостольной царицы Елены. Святитель Макарий Иерусалимский поднял, воздвиг великую святыню над народом, чтобы все могли, хотя бы издали, благоговейно созерцать ее.

В рязанском районе Дашково-Песочня есть храмовый комплекс с церковью, освященной в честь этого торжества. Здания символично расположены на возвышении, напоминая о том, как некогда Крест Господень был высоко воздвигнут над людьми, осеняя всех, кто желал видеть, прикоснуться и поклониться величайшей святыне. Храмовый комплекс в Дашково-Песочне тоже вознесся над окружающей типовой застройкой, освящая пространство вокруг и призывая людей на молитву. Церковь, освященная в честь ныне празднуемого события, достаточно скромная по размерам, поэтому в день престольного торжества верующие уже не в первый раз собрались в строящемся рядом главном храме святителя Василия Рязанского. Большой и просторный, он вместил всех желающих. Божественную литургию в приделе Муромской иконы Божией Матери совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео доступно в записи).

Почитание Креста, выразившееся в том числе в одном из двунадесятых праздников, наполнено глубоким смыслом. О причинах такого отношения к святыне, его особенностях и назидательном смысле шла речь в архипастырском наставлении после богослужения:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, перед нашим мысленным взором проходят сразу два великих события. Во-первых, мы слышали сегодня Евангелие, в котором говорилось о суде над Спасителем мира и о Его распятии на Кресте. Сегодня также, взирая на Крест, мы вспоминаем великое и торжественное событие, когда Крест Господень был обретен в Иерусалиме через несколько веков после распятия Спасителя. И не только найден, но и воздвигнут, и это действие дало наименование самому празднику – Воздвижение, что значит возвышение.

Мы сегодня вспоминаем страшную Голгофскую жертву, когда Господь из любви ко всему миру, желая спасти человеческий род и вернуть его в райские обители, взошел на Крест, чтобы дать возможность всякому человеку вернуться к Небесному Отцу. Мы слышали потрясающее описание событий суда над Спасителем и Его Крестной смерти. Евангельские события побуждают нас, дорогие братья и сестры, воспылать ответной любовью к Спасителю мира, который добровольно, будучи безгрешным, отдал жизнь за всех нас – Безгрешный за грешных, Непорочный за порочных. Мы почитаем Крест Христов как знамение Божией любви, как образ, напоминающий нам о безграничной Жертве Богочеловека.

Церковь призывает нас к почитанию святого Креста Христова, и мы поем стихиры, произнося слова «Радуйся, живоносный Кресте», как будто Крест – это одушевленное существо. Таково величие Креста Господня, на котором произошло спасение мира. «Крест – хранитель всей вселенной», произносим мы. И каждый из нас носит на своей груди крест.

Однако нередко почитание Креста приобретает у нас чрезмерные внешние формы. Мы считаем, что если почитаем Крест, то нужно везде ставить кресты, причем как можно больше, и их наличие в том или ином месте, как нам кажется, само по себе спасает нас и предохраняет от зла. Или, находясь на богослужении или в другом месте, мы часто без нужды, к месту и не к месту, налагаем на себя крестное знамение, действуя по принципу «кашу маслом не испортишь». Но все в храме должно быть благообразно и по чину.

Крест увенчивает наши храмы, говоря о главном, что есть в Церкви – об исповедании Христа Воскресшего, а прежде этого – Распятого. В чем же должно состоять наше следование за Христом, наше почитание Креста? Не только во внешних действиях, таких как поклонение и лобызание, пение особых песнопений. Самое главное, в чем состоит наше сораспятие – это пригвождение к своему кресту своих страстей и греховных привязанностей. И только избавившись от страстей, всего того, что приковывает нас к земле, словно кандалами, мы сможем стать настоящими людьми, искупленными Крестом Христовым.

Крест – это образ не только страданий Господа, но и наших страданий и подвигов, которые мы должны нести по примеру Спасителя. Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, не только внешним образом почитать Крест Христов, но и стремиться сораспяться Христу, распяв свои греховные страсти и став новыми людьми, живущими, как сыны будущего века.

*    *   *

В завершение митрополит Марк еще раз поздравил всех верующих с праздником, а также отметил постоянные изменения к лучшему, украшение и преображение облика храма. При этом до завершения всех трудов и придания зданию внутри и снаружи завершенного полагающегося ему вида необходимо еще сделать немало. Владыка призвал всех не оставлять это доброе дело, продолжать помогать молитвами, трудами и жертвами и поддерживать своего пастыря, главного строителя храма и его настоятеля протоиерея Александра Гривина.

Праздничный день в приходе продолжился экскурсиями для ребят из городских школ № 71, 73 и 75. Клирики храма иерей Кирилл Власов и иерей Владимир Ермаков познакомили детей с историей храма и его особенностями, после чего всех гостей угостили чаем с пирогами.