Димитриевская родительская суббота. Литургия и панихида в храме праведного Иоанна Кронштадтского в Рязани

.

Ближайшая суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского – родительская, и по имени этого святого она называется Димитриевской. Первоначально дата была учреждена после битвы на Куликовом поле для поминовения воинов, павших в сражении, но со временем стала днем особых молитв обо всех усопших православных христианах. В родительскую субботу верующие стараются прийти в храм и присоединиться к соборным молитвам, возносимым Церковью. В храме праведного Иоанна Кронштадтского в Рязани этот день начался с Божественной литургии, которую совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Много веков назад Русь находилась под тяжелым монголо-татарским игом. Русские войска, испросив благословение преподобного Сергия Радонежского, отправились на Куликово поле, чтобы бросить вызов гнету иноверных. В наши дни, после опыта мировых войн с многомиллионными жертвами, масштабы Куликовского сражения могут показаться не столь впечатляющими. Но для современников это была великая битва.

Те, кто уже завершил земной путь, своими силами не могут ничего изменить в вечности, и самый драгоценный дар для них – это молитвы ныне живущих. По окончании литургии верующие сугубо молились обо всех почивших сродниках за панихидой, которую также совершил митрополит Марк.

Наставление в этот день владыка посвятил значению Димитриевской родительской субботы, а также темам ратного подвига и значения в нем веры в Господа:

– Много столетий назад, в XIV веке, состоялась значимая для нашего Отечества битва на Куликовом поле. Это сражение было весьма кровопролитным для своего времени, и в память о нем была установлена особая дата – родительская суббота, когда русские люди поминают всех усопших воинов, которые отдали свои жизни за Родину, народ. С тех пор, начиная с XIV века, огромное количество разных сражений происходило на нашей земле. И всех воинов, которые отдавали свою жизнь, русские люди поминали в этот родительский день.

Сегодня и мы, дорогие братья и сестры, следуя этой череде поколений, молимся за всех русских воинов, которые отдали жизнь за наше Отечество. Нередко в нашем сознании, особенно людей, выросших в советское время, воин, тем более советский – это человек безрелигиозный, часто грубый, надеющийся на свою силу и силу оружия. Но есть много обратных примеров, и такой пример веры и надежды на Бога мы видим в сегодняшнем Евангелии, которое слышали за Божественной литургией. В этот повествовании рассказывается о том, как сотник, то есть руководитель сотни воинов, попросил Христа Спасителя исцелить его слугу. Понимая, что Христос не мог так просто войти в его дом, а если и пошел бы, то осквернился, этот сотник проявил удивительное чудо веры. Он сказал – «Скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». Христос поистине удивился силе веры этого человека и воскликнул, что такого примера веры Он не встречал и в Израиле. То есть древние евреи, которые служили Ему, Богу, не смогли показать такой силы веры, как этот язычник.

Сегодняшнее время – этот время испытаний нашего народа. Наш народ противостоит мировым силам, которые стремятся ослабить Россию, и наши воины сражаются не только и не столько силой оружия, но и силой веры. Много раз приходилось слышать от воинов о том, что главная надежда и упование для них – это Бог. Существует огромное количество примеров того, как люди своей верой были спасены, избавлены от искушений и смерти. И наша задача сейчас – молиться за всех воинов, чтобы Господь даровал силы и крепость живым и молиться за всех, кто отдал свою жизнь за нашу Родину. Дай Бог Царство Небесное всем усопшим в вере, в надежде на Христа Спасителя и на вечное избавление.