Архиерейское богослужение в Неделю 19-ю по Пятидесятнице
В Неделю 19-ю по Пятидесятнице, 3 ноября, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Рождественском кафедральном соборе Рязани.
В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео доступно в записи).
По окончании богослужения митрополит Марк обратился к верующим с наставлением, в котором акцентировал внимание на смысле и назидательном значении притчи, которая звучала за богослужением в евангельском чтении дня:
– Нам иногда кажется, что мы в своей жизни не совершаем каких-то больших, тяжелых грехов. Живем, как живется, но потом вдруг открывается, что наше состояние глубоко ущербно и греховно. Именно такая ситуация описывается в сегодняшнем евангельском чтении о двух людях, которые словно жили в параллельных мирах. Один – богач, который проводил дни в радости, веселье, а другой – бедняк, который жил на улице и не имел рядом никого, кто горел бы желанием оказать ему помощь. Казалось, богачу не составляло никакого труда оказывать помощь этому бедняку, но он этого не делал.
Нельзя сказать, что этот богач из притчи Христовой был совсем уж немилосердным и жестоким. Спаситель рассказывает, что богатый человек часто устраивал пиры, то есть он приглашал к себе людей, угощал их и вместе с ними радовался. Получается, он думал не только о собственном веселье и насыщении только своего чрева, но и о своих близких, хотел сделать им приятное.
Вот так, в веселье и земных удовольствиях, пролетели все его дни. А что же этот бедный Лазарь? Он не остался без помощи. Не случайно в Евангелии звучит это имя – Лазарь. В переводе с иврита оно означает «Бог помог». Оказалось, что если человек не желает помочь своему ближнему, то Сам Бог помогает Своему творению. Для каждого человека наступает время исхода из этой жизни, и оно для всех одинаково. Спаситель говорит о том, что они оба умерли, и для этого используется в Евангелие одно и тоже слово. И уже за гробом оказалось, что Господь по-разному оценивает жизнь каждого из них.
Воля Божия выражается через слова праотца Авраама, который не отвергает полностью богача. Более того, он обращается к нему, как к представителю еврейского народа, как к своему чаду. Он говорит ему: «Чадо» – то есть, богач не является отверженным и даже после смерти. И тем не менее, праотец Авраам напоминает о том, что в мире существует равновесие, баланс, Божественное воздаяние. И если богач на земле всю жизнь пировал, радовался, веселился, то теперь настала очередь веселиться бедняку, который всю жизнь терпел лишения.
Вот и мы, дорогие братья и сестры, иногда не совершаем тяжелых грехов, и живем так, как будто не существует в нашем мире нуждающихся, как будто близкие и вообще все окружающие нас люди пребывают в довольствии и не требуют никакой помощи. Конечно, это не означает, что все мы должны помогать людям материально – каждый должен для этого использовать тот дар, который он имеет. И Господь в очередной раз в этой притче напоминает нам о важности братолюбия и взаимной любви.
Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"