Архиерейское богослужение в день памяти преподобного Максима Исповедника

.

3 февраля Церковь вспоминает преподобного Максима Исповедника – монаха, глубокого и последовательного мыслителя и ученого, богослова, обладавшего не только горячей и твердой верой, но и несгибаемым мужеством. В день памяти святого митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Рождественском кафедральном соборе Рязани. Наставление после службы архипастырь посвятил личности и подвигу преподобного Максима:

– Нередко, дорогие братья и сестры, мы слышим слово «исповедник». Оно часто обозначает человека, исповедующего веру Христову. И среди них – люди, которые являются частью сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской. Но один из первых, кому в Церкви прилагается такое наименование, – это преподобный Максим, монах, ученый, живший в середине первого тысячелетия.

Он боролся с ересью, которая в то время распространялась в Восточной Римской империи и которой были охвачены даже император и Константинопольский Патриарх. Это ересь монофелитства, которая стала следствием другой ереси, монофизитства.

Преподобный Максим Исповедник ясно показывает, что во Христе такое понятие, как воля является свойством не Лица, но природы. Если во Христе две природы, то должно быть и две воли, человеческая и Божественная. Если этого не принимать, то становится непонятным, как Христос, будучи Богочеловеком, находясь в Гефсиманском саду мог тосковать и просить о том, чтобы, если возможно, Его миновала «чаша сия».

Преподобный Максим Исповедник был тверд и решителен. Он нашел поддержку на Западе, но его, фактически, подвергли экзекуции на Востоке – лишили языка и правой руки, чтобы он не мог нести слово правды. Но это все часть истории. Если раньше люди отстаивали веру, которую проповедовали отцы, то сейчас само упоминание о вере в Бога в некоторых местах тоже являет акт исповедничества. Более всего это касается богооткровенных истин, касающихся творения человека, мужчины и женщины и других конкретных вещей, которые в современном секулярном мире, особенно на Западе, являются темой исповедничества. Вообще же всякий христианин, ведущий жизнь в соответствии со своими убеждениями, строго говоря, должен быть исповедником веры и христианской жизни.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы и в нашей жизни находилось место исповедничеству, свидетельству о Христе. Только тогда мы в полноте сможем называться учениками Христовыми.