Великое повечерие с чтением покаянного канона святого Андрея Критского в понедельник первой седмицы Великого поста

.

Вечером 15 марта митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона святителя Андрея Критского в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция (видео доступно в записи).

В чем суть покаянного канона святого Андрея Критского, почему Церковь предлагает его вниманию верующих в начале Святой Великой Четыредесятницы? На эти вопросы владыка дал ответы в наставлении. Говоря о произведении святителя Андрея, митрополит Марк, в частности, подчеркнул, что оно является своего рода камертоном для страждущей души человека, помогая ей настроиться на правильный лад:

– В храмах мы обычно слышим пение хора. Перед началом любого песнопения регент задает тон, и каждый из голосов берет свою ноту, чтобы пение было слаженным и гармоничным. Какую же идею несет в себе канон?

Человек, особенно современный, стремится жить спокойной, безмятежной жизнью, думая, что он находится в безопасности, что все у него прекрасно.

Но оказывается, что положение человека далеко не так хорошо, как представляется. Можно привести такой пример: человек путешествует в горах и находится на краю пропасти, но он занят разными мелкими деталями и не видит опасности своего положения. Вдруг он смотрит под ноги и понимает, что стоит на краю обрыва. Его охватывает ужас от такого положения...

Смысл того, что мы сегодня слушали и читали как раз заключается в этом – помочь нам осознать, в каком опасном положении мы находимся. Мы часто себя успокаиваем тем, что жизнь идет как надо, внешние дела, которыми мы занимаемся, идут своим чередом. Но сегодняшний канон помогает взглянуть нам на свою жизнь под другим углом, он показывает нам суть наших внутренних стремлений, причины наших поступков. Оказывается, что они в большинстве своем имеют греховное происхождение, порочны сами по себе. От этой картины можно впасть в уныние, но Церковь предостерегает нас и от уныния, и отчаяния, призывая при этом очнуться от греховной спячки и задуматься о том, в каком положении мы находимся, чем живет наша душа. Вот задача, которая ставится Церковью при чтении покаянного канона.

Дай Бог нам проснуться, осознать глубину наших падений, понять призрачность нашего устойчивого положения. Будем внимать словами канона, Божественных песнопений и не будем бояться смотреть вниз. Главное, что нас утешает и вдохновляет – беспредельное Божие милосердие, которое способно достать нас из самой глубокой пропасти.