Митрополит Марк совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Георгиевском храме села Городище

.

В селе Городище Рыбновского района есть старинная святыня – каменный храм в честь великомученика Георгия Победоносца, возведенный еще в 1796 году. В нем собираются местные жители и верующие из соседних населенных пунктов на молитву. В один из будних дней в Великий пост многие прихожане постарались прийти в родной храм – литургию Преждеосвященных Даров в нем 26 марта возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В этот день в храме читался отрывок из Притч Соломоновых. Это повествование послужило исходной точкой наставления, с которым владыка обратился к верующим по окончании богослужения:

– Все мы, дорогие братья и сестры, видим и удивляемся, насколько разумно, премудро Господь сотворил человека. Мы двигаемся, имеем возможность слышать, видеть свет и красоту мира, видеть другого человека. Это удивительная возможность и великий дар.

Но иногда наше зрение может работать против нас. Великим постом Церковь установила читать Ветхозаветные чтения, и сегодня это были притчи Соломоновы, в которых содержится наставление молодому человеку, сыну, и в них – житейская премудрость. Сегодняшний отрывок –о том, чтобы молодой человек не смотрел на чужих женщин, помнил о своей жене и не уловлял себя своими глазами.

Удивительно глубокая мысль – глаза могут нас уловить, то есть поймать, увлечь куда-то в сторону с верного пути! Мы привыкли говорить о нашей способности видеть исключительно в положительном смысле, поскольку этот дар позволяет нам относительно автономно существовать. Когда наше зрение слабеет, мы чувствуем, что многого уже не можем, хотя достижения современной науки и дают нам возможность в какой-то мере исправить эту проблему.

Но премудрый царь Соломон говорит о другой стороне зрения – о его опасности. Глаза могут уловить человека, увести далече, сделать пленником. Человек, уловленный зрением, становится похож на рыбу, которая клюнула на красивую внешнюю приманку и оказалась на крючке в полной власти рыбака. Так и мы, если оказываемся уловленными нашими очами, то теряем свою автономность, контроль над собой и становимся пленниками, применительно к сегодняшнему чтению – пленниками женской красоты, соблазна. Но соблазнов может быть много, не только противоположным полом. Неслучайно святые отцы говорили о важности блюсти зрение, свои очи.

В нашей традиции было принято ходить, потупив взор, не смотреть в глаза другому человеку, потому что глаза – это отражение чего-то внутреннего, глубоко личного. Это касалось не только иноков, но и других людей, особенно девушек. Интересный факт: охотники утверждают, что можно пройти рядом с медведем, и он не тронет, но если посмотреть ему в глаза, то зверь воспримет это как агрессию. А мы не задумываемся о том, на что и как мы смотрим, настолько это для нас обыденно. И нам даже в голову не приходит, что мы можем стать жертвой неосторожного взгляда, что наши глаза нас могут уловить. В наше время даже не нужно выходить на улицу – опасность подстерегает нас и дома, когда рядом с нами телефон, компьютер, и наш взор, прельщаясь бесконечным потоком визуальной информации, делает нас рабом, формирует зависимость.

Нужно блюсти свое зрение всегда, особенно постом. И прежде всего это требуется молодым людям – не рассеиваться, не разбрасываться своими взглядами. Вспоминаю, как однажды был на Афонской горе, и в составе нашей большой паломнической группы был слепой монах. Мы с ним обменялись несколькими фразами, и он сказал – «Слава Богу, что я слепой! Я не могу видеть соблазны этого мира». Вот так человек воспринял свою слепоту! А другой афонский монах, который жил рядом с морем, положил себе за правило никогда не смотреть в его сторону, чтобы не пленяться его красотами. Как это возможно? Вспомним: если человек любит Бога, для него нет ничего невозможно.

Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, беречь наши взоры. Способность взирать прекрасна и полезна, но может нести и опасность впасть в зависимость, может нас сделать пленниками, если мы будем бездумно взирать на соблазны. Дай Бог нам принадлежать одному Богу, и дай Бог, чтобы наше зрение мы направляли только на святое, благое и правое.