Божественная литургия в Неделю 5-ю по Пятидесятнице

.

25 июля, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе.

В этот день на богослужении Церковь предлагает вспомнить отрывок Евангелия от Матфея об изгнании бесов в стадо свиней. Этому евангельскому повествованию и посвятил свое наставление митрополит Марк:

- Читая Божественное Евангелие, может сложиться впечатление, что Христос по-разному воспринимает те или иные места Святой Земли, и проповеди Христа воспринимаются также по-разному. Одно дело - Иудея, где книжки и фарисеи старались строго судить Христа по нормам Ветхого Закона, стремились уличить Его в каких-либо нарушениях. Более того, власти посылали из Иерусалима экспертов, которые исследовали, на каком основании крестит Иоанн Предтеча, а потом отправляли также посланников в Галилею, чтобы узнать, в чем состоит новое учение Иисуса Христа. В Иерусалиме Господь принял крестную смерть, и нам кажется, что, по сравнению со строгой и нетерпимой Иудеей, Галилея — это такой оазис, где Христос жил, беспрепятственно учил, всех исцелял, и все воспринимали Его проповеди, говоря современным языком, «на ура». Но это не совсем так.

В Евангелии мы читаем о том, как люди воспринимали проповедь Иоанна Предтечи. Когда Креститель Господень стал проповедовать на берегу реки Иордан принимать покаяние и погружать в воду во очищение грехов, евангелисты говорят, что весь Иерусалим, вся Иудейская страна приходили к нему креститься. Конечно, «весь», «вся» - это не означает буквально 100%. Но это говорит о том, что очень много людей шло ко Христу именно из Иудеи,. Очевидно потому, что они чувствовали недостаточность ветхозаветных постановлений и хотели как-то приблизиться к Богу иным образом.

А что же мы видим в Галилее? На первый взгляд, действительно Христа слушали, немало людей в Галилее веровали, но вместе с тем мы читаем и слова осуждения в адрес жителей Капернаума, Вифсаиды, Хоразина. Господь говорит , что если бы в Тире и Сидоне были явлены те силы, которые были явлены в этих городах, то они бы давно покаялись. А вот в Галилее города оказались в итоге глухи к проповеди Спасителя. И один из таких показательных случаев - это случай в Гергесинской стране, куда пришел Господь с проповедью Слова Божия. Христа, как говорит евангелист Матфей, встретили двое бесноватых, которые жили в гробах и были слепы. И вот бесы, которые находились в этих людях, воскликнули Христу: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас?» (Мф.8:29) Но чувствуя, что Господь повелит им выйти из этих бедных людей, одержимых нечистыми духами, они попросились войти в свиное стадо, которое паслось неподалеку. Господь разрешил, и стадо, будучи одержимым темными силам, тут же побежало и бросилось с крутизны в воды Галилейского озера.

Какова же была реакция жителей Гергесинской страны? Те, кто знаком с Ветхим Заветом, знают, что иудеям, евреям, было запрещено есть свинину. И не только есть, но и пасти на своей земле свиней. Получалось, что жители Гергесинской страны нарушали заповедь Моисея, они были преступниками Ветхого Завета. В Евангелии говорится о том, что в Галилее не почитали праведные законы, эта страна называется языческой, потому что там действительно существовало много языческих обычаев, которые были нетерпимы в Иудее, в Иерусалиме. Строго говоря, евреи, жившие в этих местах, не имели права в соответствии с законом, есть свиное мясо, но тем не менее, они это делали.

И вот, казалось бы, само провидение пришло им на помощь, способствую тому, чтобы они вернулись к исполнению закона. Стадо свиней, запрещенных в пищу, бросилось вниз и утонуло. Нет возможности нарушать Ветхозаветный закон, нет искушения – стадо погибло. Какова же реакция жителей этой страны? Наверное, если бы они были боголюбцами, они бы покаялись, пришли и поблагодарили Спасителя, тем более что многие из них слышали то исповедание, которое звучало от лица демонов: «Сын Божий, зачем Ты пришел до времени мучить нас?». И тем не менее, эти люди не покаялись. Более того, евангелист Матфей говорит об их удивительном единодушии: весь город вышел ко Христу и попросил Его удалиться. Весь город!

Одно дело, что они не исполняли законы, и для них, возможно, было тяжело остаться без мяса, без свинины. Но они слышали исповедание того человека, который перед ними стоял: «Сын Божий»! И не вразумились ничем. Весь город - это составляет контраст со словами «весь Иерусалим, вся Иудейская страна выходили креститься от Иоанна» - вышел просить Христа удалиться от них.

Неслучайно Христос обличает галилейские города. И впечатление, что Галилея была верной и благожелательной к проповеди Спасителя, носит относительный характер. И мы тоже, дорогие браться и сестры, говорим: «Русь святая», называем наш народ православным, а много ли нас православных? Много ли тех людей, которые искренне веруют во Христа, которые готовы оставаться верными Спасителю не только в случае, когда Господь помогает, но особенно когда Он дает скорби, испытания? Дай Бог нам быть верными Спасителю всегда - и в радости, и в скорби!