Всегда ли человек остается личностью. Литургия в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

.

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице, 7 ноября, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Наставление после богослужения архипастырь посвятил притче о богаче и Лазаре, звучавшей в этот день в Евангельском чтении, и ее толкованию:

– Сегодняшнее Евангельское чтение для нас удивительно за счет одной из его особенностей: в нем говорится о двух людях, и только один из них называется по имени – Лазарь. Само это слово имеет особое значение, поскольку в переводе с иврита означает «Бог помог». Имя же другого человека не называется вовсе. В этом заключается особый смысл и идея притчи. Персонаж просто называется богачом, а значит, он проводил жизнь, свойственную людям, обладающим значительным состоянием. Повествование подчеркивает эту мысль. Богач ел, пил, веселился, использовал все преимущества своего положения, но главное – проявлял жестокосердие к ближним, которые находились рядом и были готовы были питаться остатками с его стола. Но они ничего не получали.

Богатство – это, фактически, испытание особого рода. Очень часто люди, обладающие состоянием, теряют свое достоинство и человеческий облик, превращаются в людей безымянных. Живет вроде бы человек, а на самом деле его и нельзя назвать личностью. И не только богатство способно сделать такое с людьми. Ведь богатых в любом обществе меньшинство, а ведут образ жизни, недостойный человека, многие.

А есть ли такое положение или должность, при которых человек спасается «автоматически»? Возьмем, например, труд врача, учителя или священника. Является ли факт принадлежности к этим видам служения «пропуском» на лоно Авраамово? Ответ, конечно, будет отрицательным. Существует народная мудрость, гласящая, что не место красит человека, но человек место.

Любое положение можно использовать во зло. Все мы сталкиваемся с равнодушием и безразличием со стороны разных людей. Бывают лицемерные учителя, даже не задумывающиеся о том, как научить, стать для других учителем жизни. Среди замечательных врачей, которые, особенно в наше время, несут на своих плечах огромную нагрузку, есть много настоящих подвижников, героев нашего времени, однако есть и люди равнодушные.

Да и среди священников есть те, кто порочит свой сан. Поэтому можно сказать, что во всех профессиях находятся людей, которые ведут безличную жизнь, исполняюют минимум, положенный в соответствии с трудовым законодательством, но особой пользы и добра людям не приносят. Даже в советское время существовали идеалы (взяты они были, конечно, из Евангелия) и задачи. Люди ставили перед собой цели прожить жизнь так, чтобы было не стыдно.

Нынешнее время демонстрирует другие идеалы – сытая комфортная жизнь, довольство и богатство. К великому сожалению, для многих наших соотечественников образ жизни богача уже давно стал идеалом и целью всех стремлений. Но ведь это безличная жизнь! И неслучайно Господь, рассказывая эту притчу, не называет богача по имени. И это страшно.

Дай Бог нам всем, дорогие братья и сестры, становиться и оставаться личностями, а это возможно только если мы будем творить благо. Не может быть личности, разрушающей жизнь других людей, свой мир, душу и тело. Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, стремиться к высоким целям и избегать посредственности, сторонясь страшных примеров, о которых говорится в сегодняшнем Евангелии.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"