Следуя за своим Пастырем

.

Слово митрополита Марка в день освящения Сергиевского храма в деревне Ефремовские Хутора.

Слушая или читая Божественное Евангелие, мы видим, дорогие братья и сестры, что люди по-разному воспринимают благую весть Христову. Кто-то мгновенно слушается призыва Спасителя и порой бросает все, сразу же следуя за Ним. Таковы ученики Христа, будущие апостолы. Помните, как евангелисты, особенно Марк, показывают динамичность этого процесса? Христос призывает учеников, и они тотчас, бросив все – житейские попечения, лодки, сети, поскольку большая часть из них была рыбаками – следовали за Христом.

Кто-то колебался, шел за Христом, но не сразу, а другие люди, видя чудеса Спасителя, все равно упорствовали. Завтра, в воскресный день, будет читаться Евангелие о даровании Господом здравия слепорожденному, то есть дарования зрения человеку, который никогда до этого не мог открыть глаз, который от рождения был лишен зрения. Это было воспринято как великое чудо. Фарисеи и прочие приспешники, однако, видя это чудо, понимая, что оно свершилось, тем не менее осуждали Христа, враждовали с Ним и обвиняли Его, как человека грешного.

Казалось бы, не только слова Христа, но и Его дела свидетельствовали о Нем и могли убедить всех. А дела были такими, каких никто не мог сотворить. Христос исцелял больных, изгонял демонов, ходил по водам, воскрешал умерших. И несмотря на это, кто-то отказывался верить в Него как в Божьего Посланника, утверждая, что Христос творил чудеса силой князя бесовского! Откуда же такое разделение, почему одни слушают Христа и следуют за Ним, а другие не воспринимают не то что слова, но и великие чудеса, совершенные Христом?

До конца мы не можем понять эту тайну. Господь, чтобы объяснить эту реальность, употребляет образ, о котором мы слышали сегодня в Евангелии. Христос – это Пастырь, то есть Пастух. Неслучайно архиерей, который занимает место Христа на Литургии, носит жезл, как образ жезла, носимого пастухом. И вот Христос говорит, что овцы, которые принадлежат к стаду Христову, те слушаются Его голоса, а о тех, которые не воспринимают Христа, Он говорит, что они «не от овец Моих». Это звучит как приговор. Спаситель говорит о том, что Он посылает учеников проповедовать всем народам, говорится о том, что Он послан возвещать благую весть всем, кто находится во мраке, в тени смертной, однако не все его слушают Его.

В проповеди Евангелия нет никакой избирательности, поскольку оно обращено ко всем. Неслучайно апостолы шли и проповедовали всем народам земли. Но одни воспринимали их слова, а другие нет. Очевидно, причина этому – в каком-то особом ожесточении сердца, тем более, когда речь идет о современниках Христа, которые видели чудеса и знамения, но все равно не верили. И это страшно – оказаться среди тех, кто не является овцами Спасителя. Но чтобы быть овцами, нужно слушать голос Христов.

Другим образом Господь выражал ту же самую реальность в словах: «Если кто Меня любит, тот заповеди Мои соблюдает». Тот, кто старается любить Христа, соблюдает Его заповеди, тот и является овцой стада Христова. Тут нет какой-то внешней реальности, независимой от человека, все определяется выбором человека, хотя, конечно, Господь избирает, но именно человек либо отвечает на призыв Божий, либо нет.

Страшно оказаться вне овец Христовых. Но чтобы быть подлинной овцой Христовой, нужно следовать голосу Спасителя, следовать за своим Пастырем, который ведет в жизнь вечную.

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского деревни Ефремовские Хутора,

28 мая 2022 года