Мало говорить, нужно делать: об образе монашествующих
Слово митрополита Рязанского и Михайловского Марка после Литургии в Кадомском Милостиво-Богородицком монастыре.
Сегодня за богослужением читалось Евангелие от Марка. В нем мы слышали повествование о том, как Христос проповедовал, исцелял человеческие недуги, и как это воспринималось окружающими людьми. Евангелист употребляет краткую и емкую фразу – «Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники».
Дело в том, что книжники и фарисеи, неся слово Божие, говоря о заповедях Божиих, как правило, не говорили от себя. Они цитировали Священное Писание, ссылались на разных учителей, раввинов. То есть проповедь слова Божия была почти и исключительно предметом учительства. Человек услышал голос учителя, научился Священному Писанию и вот он проповедует и несет слово Божие. Господь говорил совершенно иначе – как имеющий власть, а потому Он не ссылался на учителей. Более того, в Его проповеди видны даже противопоставления. Помните, как евангелист Матфей говорит, передавая слова Христа – «Вы слышали, что было сказано древним… Hо Я говорю вам…».
Почему же Господь имел такую власть, почему Его слово воспринималось совершенно иначе? Иисус Христос – это воплощенное Слово Божие, Бог и Человек одновременно. Но не только поэтому. В Евангелии от Марка несколькими строками выше говорится о том, что Господь прошел период испытаний, когда диавол искушал Его в пустыне. Евангелист Марк, в отличие от Матфея и Луки, не пересказывает нам искушения, которым противостоял Господь, но говорит только о результате. После всех этих испытаний Господь пребывал с животными, и ангелы служили Ему. Но это краткое описание уже является очень красноречивым. Когда человек находился со зверями в мире? В раю, в состоянии райского блаженства! То есть Господь после Крещения преодолел испытания, с которыми не справился первый Адам, и находился в состоянии райского блаженства. И потому, в том числе, что Его человеческая природа преодолела искушения, Господь говорил с особой властью.
Если же обратиться к нашей жизни, то можно увидеть, как мы тоже часто говорим, опираясь исключительно на книжную мудрость – прочитали что-то важное, интересное, и передаем слова Священного Писания или других духовных писателей. Но говорить мало, важно делать. И этому служит подвиг монашествующих.
Монахи не столько словом, сколько делом призваны являть образ Божий в себе через послушание, отвержение своей воли, преодоление страстей. И потому слово человека, который действительно преодолел многие страсти, прежде всего, – свою самость, воспринимаются иначе, не как поучения книжного начетчика, который проповедует на основании своей эрудиции. Слово монаха воспринимается как изречение того, кто все знает не только на словах, но на деле. А потому в Православной Церкви всегда почитался подвиг монахов, люди всегда любили монастыри и стремились в них, как в духовную лечебницу.
Сегодня мы тоже с вами, дорогие братья и сестры, находимся в духовной лечебнице, в этой обители, и отмечаем 225 лет со времени ее основания.
Помимо этого, в этом году 31 августа исполнится 25 лет со времени возрождения жизни в этом монастыре. За это время много было восстановлено из того, что разрушило время и злая человеческая воля. И радостно, что сегодня сестричество, пусть и немногочисленное, продолжает труды тех, кто подвизался здесь на протяжении двух столетий, воспринимая боль мира как свою и молясь за все человечество.
Хотелось бы сегодня сказать слова приветствия преосвященному владыке Василию, игуменье и всем сестрам обители, поблагодарить их за молитвенные труды и труды во славу Божию.
Дай Бог, чтобы свеча духовного подвига не оскудевала в обители, но чтобы всегда под покровом Пречистой Богородицы было место труду, молитве и подвигу.
30 августа 2022 года