Евангельский урок: цена спасения ближнего

.

Слово митрополита Марка в Неделю 21-ю по Пятидесятнице.

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Слушая слова Благой вести, воспринимая заключенные в Евангелии заповеди, мы, дорогие братья и сестры, постепенно  учимся добру. Вдохновляемые Евангельскими уроками о важности и необходимости любить ближнего, мы начинаем пропитываться атмосферой любви к окружающим.

Однако эта любовь носит больше абстрактный характер. Мы, конечно, готовы любить чуть ли не всё человечество, любить абстрактного ближнего. Чаще у нас возникает симпатия к тем людям, которые нам в чём-то близки, по той или иной причине нам нравятся. Мы относимся по-доброму и стараемся делать что-то хорошее тому человеку, от которого ожидаем какой-то помощи, поддержки или выгоды. Однако, когда речь заходит о каких-либо жертвах с нашей стороны, направленных на благо нашего ближнего, то тут мы нередко теряем свою невозмутимость и душевное равновесие.

Как раз об этом случае рассказывает сегодня воскресное Евангелие. Господь, придя в Гадаринскую страну, находящуюся на берегу Галилейского моря, увидел человека, одержимого нечистой силой. Этот человек не носил человеческого одеяния, и, вместо того, чтобы жить в нормальном доме, как обычный человек, он жил «во гробах» – то есть в пещерах, где погребали усопших.

Господь, придя, исцелил этого человека. Исцелил, изгнав из него множество нечистых бесов, которые назвали себя, сказав, что имя им – легион, поскольку было большое количество бесов, которые вошли в этого несчастного человека. Нечистая сила упросила Спасителя послать их в стадо свиней, которое тут же вверглось в море и утонуло.

Услышав об исцелении и придя на место, где находился болящий, они попросили Христа удалиться с этого места

Характерна реакция людей, которые были близки этому болящему, - жителей этого города. Услышав об исцелении и придя на место, где находился болящий, они попросили Христа удалиться с этого места.

Это случилось, потому что их охватил страх. И то был не только страх перед тем ,что Господь повелевает нечистыми духами и исцеляет больных, немощных, недужных. Но больше – страх, вызванный материальным убытком: всё их богатство, их стадо, которое они выращивали в течение месяцев, утонуло в море. Господь через это изганание бесов в свиней дает некий знак жителям Гадаринской страны – что нужно держаться Ветхозаветного закона. Потому что, согласно закону, нельзя было употреблять в пищу свиней. Это животное считалось нечистым во времена Ветхого Завета. И доселе иудеи и мусульмане гнушаются вкушением свинины.

Господь дал им понять, что нужно сохранять верность Ветхозаветному закону, отеческим традициям. Но самое главное – Господь через это исцеление испытывает веру жителей Гадаринской страны, что для них окажется ближе – здравие и спасение их ближнего или желание материальной выгоды и собственное благополучие.

Второе желание перевесило, хотя, казалось бы, тот болящий человек не был для них чужим. Первоначально он жил в их городе, и они, очевидно, знали его. И присутствие Спасителя тоже давало им определенные виды: они могли бы получить помощь, исцеление, поскольку понимали, с Кем имели дело. Но, тем не менее, материальный ущерб, нанесенный им, вызвал в них страх и неприятие Спасителя.

Вот также и мы, дорогие братья и сестры, очень часто теряем душевное равновесие, когда вдруг испытываем проблемы с нашими ближними, когда что-то рушится в нашей жизни по их вине. Причем часто это бывают какие-то мелочи: разбил ребенок чашку, а мы тут же начинаем его ругать, обличать , нам жалко потерять этот предмет. Радость, любовь и сострадание – все это уходит и сменяется душевным раздражением, неприязнью и даже гневом. Оказывается, что мы поступаем подобным же образом, как поступили люди, попросившие Христа удалиться из их пределов.

Если мы теряем душевное равновесие – мы теряем мир Христов

Если мы теряем душевное равновесие – мы теряем мир Христов. А если мы послушаем этот рассказ, то мы скорее начинаем внутренне переживать и осуждать этих людей, которые по причине ущерба попросили Христа удалиться. Нам кажется странным: как же так? Люди попросили удалиться Спасителя, Который нёс им Благую весть, радость, мир, исцеление.. Но если взглянем непредвзято на нашу жизнь, то увидим, что сами поступаем точно таким же образом.

Дай нам Бог, дорогие братья и сестры, хранить в своей душе равновесие, поддерживать правильную иерархию ценностей. Ведь никакие средства и материальные богатства не способны заменить нам ближнего, и не должны разделять нас с нашими близкими. И нет той цены, которую не следовало бы заплатить за спасение наших ближних.

Тем более, что Сам Господь на Кресте отдал за нас Свою драгоценную жизнь. Будем же слагать Евангельские уроки в своем сердце и стараться в любой ситуации, особенно когда речь идет о близких нам людях, хранить мир, душевное равновесие, понимая, что наш ближний – это сам Христос.

Дай нам Бог мира, здравия и душевного равновесия. И чтобы мир Христов, наполняющий наши души, не оставлял бы нас. Аминь».

12 ноября 2016 года,

Христорождественский кафедральный собор города Рязани