Источник духовной мудрости — недалеко от нас
Слово митрополита Марка в среду первой седмицы Великого поста по окончании великого повечерия с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Николо-Ямском храме города Рязани.
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Каждый человек, приходящий в Церковь, имеет перед собой важную задачу — набраться духовной мудрости, для того, чтобы правильно, не уклоняясь ни вправо, ни влево, идти ко спасению. Но где же набраться этой духовной мудрости, откуда ее взять?..
Очень часто, дорогие братья и сестры, мы с вами ограничиваемся формальным, внешним соблюдением правил жизни христианина. Нам проще просто прийти в храм, поставить свечку, приложиться к иконе или мощам святых. В том случае, если мы как-то особо продвинулись по пути ко спасению — то мы можем уже отстоять службу в храме и, может быть, даже приступить к Таинствам исповеди и Причастия. Но этот внешний путь постижения веры, христианства и правил жизни очень часто является подменой подлинного стяжания духовной мудрости, которая необходима нам для того, чтобы идти, не уклоняясь, к Богу, а не свернуть незаметно для себя в противоположную сторону.
И вновь встает все тот же вопрос — где нам набраться этой духовной мудрости?
Одним из главных источников духовной мудрости для всех нас является Священное Писание, в котором выражено Божественное Откровение. Сам Господь через Библию, через глаголы Вечной жизни обращается к каждому из нас и говорит нам, что нужно делать и каким путем идти! Святые отцы говорят, что Библия — это Книга жизни, которую нужно не просто слушать или читать глазами, но читать самой жизнью.
А нам тяжело это сделать. Нам гораздо проще регулярно, ежедневно читать газеты или открывать интернет, смотреть, что происходит в этом мире, знакомиться с новостями, смотреть телевидение или радио и поглощать все то, что кем-то было отобрано и преподнесено нам в «готовом виде». Но читать духовную литературу, воспринимать Священное Писание именно как Книгу жизни, оказывается, очень трудно. Это происходит потому, что даже читая Писание или какие-то другие духовные книги, мы чаще всего и эти бесценные тексты воспринимаем как обычную информацию из интернета или рядовой газетной статьи. Прочитали — и на другой день забыли, потому что привыкли постоянно поглощать информацию второстепенную, маловажную и малозначительную.
Вот уже третий день мы с вами слушаем покаянный канон преподобного Андрея Критского, открывающий нам бездну премудрости. В библейских примерах в восприятии преподобного Андрея Критского мы слышим, как нужно читать Священное Писание, как воспринимать его — не как обычный информативный текст, но как Книгу жизни.
Все библейские эпизоды, начиная с сотворения человека и заканчивая Евангельскими событиями, находят у творца канона духовное осмысление. Личности, описанные в Ветхом и Новом Завете, воспринимаются им не просто как абстрактные люди. Для преподобного Андрея Библия была не только лишь источником важной и нужной информации, благодаря которой можно было постигать, например, культуру, в основе которой лежит Божественное Откровение. Он воспринимает все факты из Ветхого и Нового Завета как события, проходящие через сердце каждого человека.
Это не кто-то из людей, описанных в Священном Писании, согрешил или сделал неправильный выбор — это мы.
Вместо того, чтобы воспринимать путь правых людей, глубоко духовных и покаявшихся, мы всегда воспринимаем греховный ложный выбор. И всякий раз, читая или слушая канон, мы, во-первых, внутренне признаем, что все, что там написано — это абсолютная правда.
И все то, что там написано, касается каждого из нас.
И не только герои Ветхого Завета виновны в этих грехах, но и мы сами начинаем осознавать свою виновность в большинстве эпизодов, о которых говорится в удивительном творении преподобного Андрея.
Поэтому всякий раз, читая или слушая покаянный канон, будем учиться правильному восприятию Священного Писания и правильному восприятию жизни. И если мы именно так будем воспринимать события окружающего нас мира, то и наш угол зрения поменяется, и наша душа приобретет столь необходимый всем нам дар духовной мудрости и рассуждения. Аминь».
Николо-Ямской храм города Рязани,
1 марта 2017 года